Моряки рассказали о пропавшем экипаже затонувшей "Онеги"

"Юра только летом женился"

28 декабря у берегов Новой Земли затонуло рыболовецкое судно "Онега". На борту находились 19 человек. Спасены матрос и штурман. По предварительным данным, причиной крушения стало обледенение судна. Мы узнали, чем жили члены экипажа на берегу, сколько зарабатывали моряки и кого могут обвинить в катастрофе.

"Юра только летом женился"

После трагедии в Баренцевом море на поиски моряков вышло несколько рыболовецких судов. Мы связались с одним из членов такого спасательного судна, который ранее работал на затонувшей «Онеге».

— На данный момент известно о двух спасенных. Тело еще одного члена экипажа нашли в море. По всей видимости, человек замерз, он до последнего держался за спасательный круг, - начал собеседник.

— Говорят, что затонувшее судно было совсем древнее?

— Судно старое, 1979 года выпуска. Сделано в Норвегии. Корпус находился в довольно хорошем состоянии, я ведь пять лет на нем отработал. Последний рейс на нем сделал в июне, потом меня перевели на другой корабль. «Онега» — судно маленькое. Помню, мы как-то на нем обледенели до такой степени, что толщина льда составляла около метра. Но справились, катастрофы избежали.

— Почему сейчас не справились?

— По моему мнению, ключевую роль сыграли два фактора – обледенение и штормовая погода. Я в этот момент находился на другом корабле, в 52 милях от них. Наш пароход в разы больше «Онеги», да и то нас прилично кидало из-за шторма.

— Почему экипаж не сбил лед?

— Думаю, после обледенения околку льда не производили как раз из-за штормовой погоды, чтобы людей за борт не смыло. Потом экипаж пошел брать ярус — это вид лова, который осуществляется через аппарель с борта, то есть в борту имеется выдвижное окно. Представьте, обледеневший пароход, плюс неблагоприятная погода, заходит огромная волна через аппарель, и судно опрокидывает.

— Вы знали кого-то из членов экипажа?

— Я многих знал. Семь ребят из нашего старого состава экипажа. Все мы вместе ходили на «Онеге» пять лет. Барри Моххамед (53 года) — родом из Сьерра-Леоне. Но он уже давно жил в России, гражданство у него есть. Учился в Питере. Раньше мы с ним ходили вместе на судне «Вариант», потом на других пароходах. Не так давно его перевели на судно «Онега». У него жена, две дочери.

Николай Капенкин (54 года) – старший мастер добычи, женат, его сын в армии служил. Мы с ним год вместе отходили в море. Я у него был мастером добычи, хороший мужик.

63-летний Сережа Безгузов из Архангельска, старший механик, дома его ждали жена и дочь. Степан Курганский (53 года) раньше был нашим капитаном, потом его сделали старпомом.

Александр Пермяков, молодой парень, ему всего 28 лет. Мы с ним выросли в одном районе, в одной школе учились, жениться он не успел. С Сергеем Жуком (53 года), познакомились на «Онеге». Одно время у него начались серьезные проблемы с ногой, его списали на берег. Но через пару лет он снова вернулся в строй. У него тоже семья, дети. С 26-летним Юрой Шевцовым мы тоже хорошо знакомы. Парень только летом женился. Остальных членов экипажа я не знаю – это новая команда.

— Вам известно, во сколько произошло крушение?

— По нашим сведениям, все произошло после трех ночи.

— Гидрокостюмы не все, наверное, успели надеть?

— Не стану утверждать, но вряд ли. Когда все случилось, кто-то находился на вахте, кто-то спал.

— Сколько по времени держит тепло гидрокостюм?

— По техническим регламентам - до шести часов.

— Говорят, спасатели поздно приехали?

— Первым подошло рыболовецкое судно «Войково», они и спасли двух членов экипажа. Потом к поискам подключились еще несколько кораблей. Насчет профессиональных спасателей — сложный вопрос. Я одиннадцать лет хожу в море, про спасателей впервые слышу. Ни плохого, ни хорошего не могу сказать про них, мне всегда казалось, что их просто нет.

— Сколько времени тонет судно?

— Похожая ситуация произошла как-то с другим судном. Тогда сделали вывод, что корабль тонет 3-4 часа.

— Перегруз мог явиться причиной трагедии?

— Нет, они только вышли в рейс. К тому же за такими вещами следят на рыболовецких судах.

— Рыбаки пока не выполнять свою работу, не могут сойти на берег?

— Пока груз не наберем, на берег не сходим.

— Сколько по времени «Онега» должны была находиться в море?

— Зависит от того, сколько тонн рыбы надо поймать. У судов разный тоннаж. Наш корабль набирает 500 тонн рыбы, на это уходит два месяца. «Онега» может погрузить порядка 140 тонн. При хорошей рыбалке, если в сутки давать 10 тонн, за две недели можно справиться. Если плохая рыбалка, то около 25 дней будешь находиться в море.

— Сколько зарабатывают рыбаки?

— Например, матрос – самое низшее звено в экипаже, получает 200 тысяч рублей за груз. Остальные больше.

— На такую работу набирают только опытных специалистов?

— По-разному. Если кадровому агенту надо срочно заткнуть дырку, то могут взять и неопытных. Но как правило, это касается матросов.

— Спасательные работы как проходят?

— Тяжело. Помимо шторма, работу осложняет темное время суток. На часах час дня, а за иллюминатором уже темно. Шансы найти кого-то невелики.

— Если кто-то из погибших остался на судне, будут поднимать «Онегу»?

— Подъем судна — трудоемкая и дорогостоящая операция. Хотя здесь глубина в пределах 270 метров, но вряд ли кто-то станет заниматься подъемом корабля. Максимум водолазы могут спуститься.

— Кто виноват в случившемся?

— Скорее всего, капитан, который должен учитывать все факторы: помнить размеры судна, следить за погодой, штормовой ситуацией и тем более за обледенением. У остальных членов экипажа свои задачи. Старший мастер лова отвечает только за снасти, старший механик за двигатель, старший мастер за обработку готовой рыбопродукции.

«Прозевали критический момент»

Второй наш собеседник, Игорь тоже моряк со стажем. Мужчина изложил свою версию трагедии.

— Шансов выжить у людей было немного, — говорит Игорь. — Наверняка, какие-то члены экипажа отдыхали после вахты, механики находились на вахте в машинном отделении, да и у палубной команды шансов на выживании не оставалось. При опрокидывании судна выжил штурман, так как он был на мостике. Возможно, кто-то из членов экипажа не спал, оказались рядом с местом, где хранятся гидрокостюмы.

— Версию обледенения поддерживаете?

— В этом районе часто происходит обледенение судов, ветер сильный, брызги моментально замерзают. Как выяснилось, это ярусное судно, то есть рыбу ловят толстой леской с крючками, на которых наживка. При выматывании стоит человек со специальным крюком, снимает с крючков рыбу. Могла зайти волна, и сразу попала внутрь судна, плюс обледенение.

— Один из спасённых сообщил, что, когда зашла волна, не справились насосы.

— Почему нет? Судно — тоже механизм. Если много воды зашло, могли не справится и насосы. Это уже следствие должно разбираться.

— Если начинается сильный шторм, еще и обледенело судно, что нужно делать?

— Объявляется аврал. Это значит поднимаются все, кроме капитана и старшего механика. Первым делом окалывают мачты, надстройку, чтобы устойчивость судна не нарушилась. Люди надевают спасательные пояса. Само судно идет малым ходом, на волну, чтобы не раскачалось сильно. По-хорошему, надо заходить в бухту, пережидать шторм. В такой ситуации все зависит от капитана, он принимает решение: продолжать промысел или нет.

Еще один моряк Михаил поделился своими выводами: «Я работал на этом судне в 2014 году. Судя по всему, произошло сильное обледенение, погода не особо позволяла окалываться. К тому же, на ярусном судне работа довольно тяжелая, монотонная. Возможно, прозевали критический момент, в результате оверкиль».

Читайте также: Бывший капитан затонувшей "Онеги" назвал обстоятельства трагедии

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28452 от 29 декабря 2020

Заголовок в газете: Прозевали критический момент

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру