Российских туристов в Киргизии случайно "зачистили" вместе с террористом: документы, вещи уничтожены

"Дом начали просто расстреливать"

13 дней назад утро в Кыргызстане началось с новостей об антитеррористической операции в селе Дмитриевка Чуйской области. По данным МВД и ГКНБ Кыргызстана, в одном из домов скрывался террорист, которого нужно было обезвредить. В ходе операции он был убит. В ходе штурма дома были ранены двое военнослужащих; дом на два хозяина, половину которого террорист снимал, при штурме сгорел.

"Дом начали просто расстреливать"
16 россиян, француженка и гражданин Беларуси оказались в эпицентре спецоперации в Кыргызстане и в пожаре потеряли все имущество. Фото: предоставлено героями публикации

Кроме раненых военнослужащих и хозяйки сгоревшего дома в этой истории есть и другие пострадавшие. Во второй половине дома на момент начала антитеррористической операции жили 16 туристов из Челябинска, Москвы, Томска, Новосибирска, Красноярска, Алтайского края, Краснодарского края и Псковской области, один турист из Беларуси и одна туристка из Франции. Спецслужбы эвакуировали их в последний момент, при этом все документы, личные вещи и техника иностранцев остались в здании и сгорели во время пожара. И вот уже две недели путешественники ютятся в общежитии города Кант без документов и возможности покинуть страну. «МК-Азия» поговорил с одним из пострадавших, трэвел-блогером Михаилом Захаровым, и узнал, как сейчас обстоят дела у путешественников.

«Дом вольных путешественников»

Захаров вместе с супругой ведет канал о путешествиях, и путешествие в Кыргызстан для них стало самым экстремальным. В Дмитриевке они оказались случайно — поломка машины заставила немного задержаться по пути к озеру Иссык-Куль. Из Сети блогеры узнали, что в селе есть «Дом вольных путешественников». Это своего рода перевалочная база для туристов и блогеров, которые путешествуют по миру самостоятельно.

Такой проект существует уже давно — кто-то из путешественников арендует жилье и публикует информацию в сообществе в Интернете или по друзьям о том, что там можно остановиться. В этом году в Кыргызстане такой дом организовала месяц назад Марья Андреева. Это был дешевый вариант, так как в Кыргызстане в целом жилье подорожало. Туда начали съезжаться путешественники из разных регионов России, из других стран… Локация в Дмитриевке была удобной — она рядом и с Бишкеком, и с горным ущельем, и с дорогой на Иссык-Куль, и очень бюджетная с точки зрения путешествия по стране. Дом был на две семьи, разделенный стеной и забором.

«Одну часть арендовала Марья, и мы там жили все вместе. Другую часть дома арендовали другие жители, которые буквально за неделю до этого происшествия съехали. Вместо них снял ее гражданин, который оказался преступником», — рассказывает Михаил.

Новый сосед вел себя тихо, с туристами не пересекался — обе половины дома ограждены стеной и забором. Единственной, кто с ним однажды разговаривал, была сама Андреева — ей нужно было снять показания счетчиков, оказавшихся на другой стороне территории. Мужчина сказал, что сам он с юга Кыргызстана и что будет жить в доме с женой и ребенком. Как после рассказала своим жильцам хозяйка, которая сдавала недвижимость в аренду, никаких подозрений он у нее не вызвал.

«Проснулись от выстрелов»

Вечер 16 мая в «Доме вольных путешественников» закончился спокойно — туристы поужинали, поболтали и легли спать. А утро началось с выстрелов.

Рассказывает Михаил:

«Примерно в 5.40 мы услышали бой стекол, какие-то хлопки, шум — это было очень похоже на бытовую драку. Мы несколько минут пытались понять, что происходит. Потом послышались еще хлопки, и стало понятно, что это звуки выстрелов… Мы с Марьей вышли во двор и у своего порога увидели вооруженных людей с автоматами, в касках, в бронежилетах. Они очень удивились, что в этой половине дома кто-то есть, поинтересовались, кто мы такие и что тут делаем, начали кричать, чтобы мы пригнулись и быстрее эвакуировались. Мы побежали за оставшимися ребятами. Не успели взять ничего: ни денег, ни вещей, ни документов, ни какой-то одежды или обуви… Было не до этого — все это время выстрелы снаружи не прекращались. За минуту нас допросили, мы сообщили силовикам, что во дворе есть еще люди — несколько ребят разместились в палатках во дворе снаружи. Минут через 15 вывели и их.

Еще примерно полчаса слышались выстрелы, хлопки, после приехали бронированные машины, и началась уже полноценная операция. Дом начали просто расстреливать. Стрельба не стихала без остановки примерно часа четыре. Примерно к девяти часам нам сообщили, что дом горит, потому что по нему выпустили множество боеприпасов, и, похоже, никто тушить его не планирует — судя по всему, опасались, что там может что-либо взорваться. Когда мы подошли к дому, то от него уже ничего не осталось. Был пожар, все полыхало, и спасать уже было нечего».

Без статуса и без денег

В ОВД Ыссык-Атинского района Чуйской области в Канте у туристов взяли показания, заставили заполнить ряд бумаг. Но статус постояльцев «Дома вольных путешественников» в уголовном деле, связанном с действиями силовиков, остался неясен. Как и вопрос, кто и как будет компенсировать ущерб, который нанесли имуществу иностранцев при штурме. В палатках и в самом доме во время эвакуации кроме документов, банковских карт, денег, одежды остались флешки, жесткие диски, ноутбуки, видеокамеры, фотоаппараты. Часть туристов снимала блоги, документальные фильмы, часть удаленно работала в поездках, изучая мир. Теперь у них такой возможности нет.

«Сначала нам [в милиции] говорили, что там [во второй половине дома] был террорист. Потом начали сглаживать углы, чтобы сделать эту ситуацию менее громкой. И до сегодняшнего дня — а уже прошло двенадцать дней — нам так никто и не дал ответов, какой у нас статус в этом деле. Мы не пострадавшие, мы не свидетели, мы не обвиняемые — как будто бы нас там и не было. Похоже, что все идет к тому, чтобы сделать вид, что на месте операции никого не было, никто не пострадал и что ущерб не надо компенсировать, — говорит Михаил. — Единственный документ, который нам удалось выпросить, — о том, что у нас в ходе следственно-оперативных мероприятий по уголовному делу были утрачены документы и личные вещи. Список того, что мы описали, в милиции забрали себе и, судя по всему, прикрепили к делу. У нас подобного рода бумаги, которая подтверждает, что эти вещи у нас были, на руках нет».

После допроса местные власти заселили иностранцев в общежитие в городе Кант. К этому времени об их беде из новостей и соцсетей узнали местные жители. Несколько волонтеров и просто неравнодушные люди приехали и привезли все необходимое на первое время — от одежды и обуви до предметов личной гигиены, телефонов и сим-карт, чтобы туристы могли связаться с родственниками и сообщить, что у них все в порядке. На следующий день, 18 мая, туристы поехали на пепелище. Собрали остатки документов, обгоревшей техники, чудом уцелевших после пожара.

«Сейчас мы направили заявление в Генпрокуратуру Кыргызстана с вопросами о том, правильным ли образом была организована эта спецоперация, должным ли образом поступили сотрудники правоохранительных органов, что не позаботились о нашей своевременной эвакуации, и почему они были не в курсе, что мы там находимся, — поясняет Михаил. — Потому что все местное население о нас знало, местная администрация, здание которой находится рядом [со сгоревшим домом], тоже знала, знал о нас и участковый — и это немаловажно».

С восстановлением документов оказалось немного проще. В свои дипломатические миссии обратились гражданка Франции и гражданин Беларуси, еще 16 оставшихся без документов россиян обратились в консульский отдел посольства России в Кыргызстане. Справки, по которым можно вылететь из Кыргызстана, туристам выдать могут. Но вот на какие средства им покупать билеты — вопрос открытый.

«Консульский отдел — это, наверное, единственное ведомство, которое нам сейчас как-то содействует. Там готовы выдать нам справки для возвращения на родину. Мы и рады бы получить эти справки, но сначала хотели бы определиться с тем, на кого ляжет вопрос компенсации нашего ущерба и с тем, кто же будет нам покупать билеты. Утром 29 мая нам позвонили из консульства и сообщили, что вопрос наш особо решаться в ближайшее время, вероятно, не будет. Посоветовали занимать деньги у родных и друзей на то, чтобы вернуться домой. И уже дома начать восстанавливать документы», — говорит Михаил.

Пока же туристы продолжают оставаться в Канте. Работавшие удаленно иностранцы уже известили работодателей о том, в какую историю попали, и получили временные отпуска в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Но такие «отпуска» не могут длиться вечно, как и нахождение в общежитии. Люди хотят вернуться домой, к привычной жизни и к работе, восстановить свои документы, банковские карты и технику.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29041 от 1 июня 2023

Заголовок в газете: Туристов зачистили как террористов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру