Крестный отец нации

Япончик заработал свой криминальный авторитет одновременно жестокостью и артистизмом

тестовый баннер под заглавное изображение

40 дней назад не стало легенды криминального мира Вячеслава Иванькова, одно имя которого многим до сих пор внушает ужас. Наследство того, кого называли лидером российских преступных группировок, “крестным отцом” русской мафии во всем мире, оценивают в миллиарды рублей. Кому достанутся все эти несметные сокровища? Будет ли после смерти Иванькова передел в криминальной сфере? “МК” попытался выяснить это, а заодно понять феномен бешеной популярности криминального короля.

Богатства Иванькова не достанутся никому?

Итак, что контролировал Япончик? По разным данным, в сферу его влияния входили как минимум игорный, ресторанный, строительный и шоу-бизнес и, наконец, криминальный “общак”. Что из этого достанется его жене и двум сыновьям (известно, что у него их двое — Эдуард и Геннадий)?  

— Легального бизнеса у Иванькова не было, потому его близким ничего не перейдет, — говорит источник в правоохранительных органах. — Ну если не считать недвижимости, счетов в банках и драгоценностей. На этом все претензии на богатства Япончика у его близких заканчиваются. Возможно, какое-то время его семью будут финансово поддерживать люди из криминального мира. Но этого не потребуется — на безбедную жизнь Япончик им оставил более чем достаточно.  

— Посторонние денег, которые крутились под контролем Япончика, как не видели, так и не увидят, — добавляет представитель охранно-сыскного бизнеса, бывший работник спецслужб Владимир. — По идее, то, что стекалось к тузу, попытаются сейчас растащить “шестерки”. Но насколько это у них получится, неизвестно. Тем более коррумпированным чиновникам и спецслужбам оставшиеся пока без присмотра финансы Иванькова не дают покоя. Наверняка они попытаются многое отобрать у криминального мира. А возможно, найдется маленькая группа людей, которые попытаются поставить денежные потоки под свою крышу. И, уверен, они явно не будут из “кавказского хребта”. Если на похоронах Япончика были видны в основном только кавказцы, то это потому, что они лучше консолидированы в кланы, чем русские уголовники. Японца в России поминали в основном не на Ваганьковском кладбище под оперативной съемкой. Кому это надо? Вместе с Иваньковым не ушла иваньковщина. Ее нельзя понимать как примитивный рэкет, заделанный на крови (это, конечно, кануло в прошлое и не вернется). Но есть такие сферы, где криминал всегда будет иметь очень сильные позиции. Например, рестораны, шоу, игорный бизнес. Там даже коррумпированным чиновникам многое не подконтрольно, и бандиты еще долго будут иметь там основную долю. То же касается охранного бизнеса. Никто не станет отрицать, что это самая криминальная отрасль. Между прочим, любой бизнес находится под частной охраной, элита которой вышла из спецслужб. Ее верхушка знает и решает такое, что никогда и не снилось южанам-законникам. Япончик имел отношение к частной охране (он на нее опирался, привлекая ее боевиков для своих операций), и не исключено, что ее представители станут основными его “наследниками”.  

Некоторые криминальные авторитеты убеждены, что львиная доля богатства Иванькова… не достанется никому.  

— Представьте, что к предпринимателю, которому Иваньков, скажем так, был партнер, придут представители криминала, — говорит один из авторитетов. — Он их попросту пошлет. А все потому, что многие бизнес-проекты были его личными и основывались на его личных непревзойденных талантах. Предприниматель скажет любому, кто попытается представить себя как наследника Вячеслава Кирилловича, дескать, у меня были свои дела с Япончиком, я был ему должен, а вы-то тут при чем?

 Кстати, таких личных дел у Иванькова было несметное множество, и о большинстве из них никто, кроме двух (самого Вячеслава Кирилловича и его партнера), не знал. Потому преемников у него в этом смысле быть попросту не может.  

Представители правоохранительных органов пугают россиян будущим глобальным переделом сфер влияния криминала с кровавыми разборками. Однако сами авторитеты заявляют, что его нет и быть не может.  

— Между представителями криминала все давно поделено, — заявляет наш источник. — И никто из них не заинтересован в том, чтобы что-то изменилось. Вообще сегодня передел может быть связан только с перестановками в эшелонах власти. Объясню, что это значит. Обычно чуть ли не за каждым чиновником кто-то стоит. Так вот через какое-то время ставленник, почувствовав вкус власти, начинает вести себя как самостоятельный персонаж. Окрыленный, он хочет все больше и больше взять в свои руки, создает свою собственную команду. И вот он уже поставил на какие-то должности своих людей. К ним приходят представители криминала и говорят: ваши предшественники платили нам деньги. А те в ответ: мол, мы ничего не знаем. Криминал разыскивает того, с кем изначально договаривался (того самого, кто поставил этого чиновника на должность). А он уже, оказывается, курирует другую сферу. И сунуться туда они не могут — этот бизнес традиционно под контролем другой группировки. А тогда между преступными кланами начинается разбор полетов. Так что, получается, криминальный передел вторичен. А то, что вы слышите сегодня, что того или иного вора в законе убили, ни о каком переделе не говорит. Это результат личностных конфликтов. И они подчас имеют этническую окраску вот почему: многие бывшие территории СНГ создали условия, при которых криминальные элементы оказались попросту выброшены из этих стран. И все эти изгои стеклись в Россию, где они уверенно себя чувствуют. И случается, что кто-то кого-то где-то обошел-оскорбил. За что и получил пулю.

Иваньков считал себя Деточкиным

Примечательно, что даже в Госдуме всерьез озаботились феноменом Япончика. Это ж только подумать — бандит, да еще с диагнозом “шизофрения”, интересен обывателям больше, чем, пожалуй, любой политик! Чем он так заслужил народную популярность?  

— Он был удивительно харизматичной личностью, — считает Владимир. — Возможно, дело тут в его образовании. Он ведь окончил цирковое училище и был акробатом. Потом ему стало мало тех аплодисментов, которые звучали под куполом цирка. А в гостиницах, где он останавливался во время гастролей, он встречался с ворами в законе, видел, как они роскошно живут, какую власть имеют. И он легко занял их место благодаря своему природному артистическому дару. Знаете, кто первым сделал ему славу? Те люди, которых он запугивал и обирал как липку. Они все были им покорены. Ему никто не мог отказать. Никто! Ни один промышленный воротила не способен был уклончиво ответить на его предложение “о партнерстве”. Сам он всегда говорил: “Чтобы заниматься такими делами, нужно либо проливать кровь, либо хорошо говорить”. Он умел и то, и другое. Говорил эффектно, убедительно, но, конечно, и блатная речь у него могла быть очень богатой. А еще он был большим знатоком человеческой психологии.  

Многие россияне считали Иванькова чуть ли не Юрием Деточкиным или Робин Гудом. Он ведь не воровал и не грабил в подворотнях, а отнимал у тех, кто сам был не чист на руку.  

— Вот, скажем, артист за концерт получил 100 тысяч, а по бумагам прошло всего 10 тысяч, — рассказывает один из авторитетов. — Иваньков приходил и требовал, мол, 50 тысяч отдай мне.

 Потому-то он сам про себя говорил, что он законопослушный гражданин и к криминалу отношения не имеет. А еще кто-то точно подметил, что люди на фоне разгула коррупции склонны очеловечивать криминальных авторитетов. Ведь коррупционера нельзя разжалобить, он не будет вникать в личные проблемы, он руководствуется только конкретными таксами. А представителю криминала можно объяснить, попросить пойти навстречу. Что касается непосредственно Иванькова, он был неординарным в этом плане. О его щедрости ходили легенды. Да и вообще он не вписывался в рамки обычного “законника”.  

Любопытно, что никто не слышал о Япончике ни одной конкретной истории, где бы он был представлен как живой человек и которая бы объясняла его феноменальную популярность. “МК” нашел очевидца, который согласился в красках рассказать публике о своей встрече с Япончиком. Этот человек — режиссер и сценарист Александр:  

— Встречу с Иваньковым мне устроили по большому знакомству. Честно говоря, я сам себя корил, что собрался туда идти. Но отказываться было уже поздно, к тому же мою проблему, кроме него, никто бы не решил. Мне сказали, что он с законом полностью рассчитался, что вообще человек культурный, так сказать, цивилизованный, и бояться мне нечего. Тем более что к людям искусства он особенно расположен. Встретились мы в ресторане. Иваньков мне показался настоящим эстетом. Но во время нашего разговора он заметил в зале одного человека (это, кстати, оказалась женщина) и оборвал себя на полуслове. Я увидел на его лице ярость и так испугался, как не пугался никогда в жизни. Он не скрывал своих чувств, и тут стало видно, что он вообще человек жестокий. Я подумал, что случится что-то ужасное. Он сделал приглашающий жест этой женщине.  

Она подошла ближе, вокруг повисла тишина. А потом был примерно следующий диалог:  

Женщина: — Я бы подошла еще ближе, но боюсь, что ваша охрана порвет мне свитер, а он мне очень нравится.  

Иваньков с усмешкой: — Не порвет.  

Потом он небрежно налил себе водки и сказал ей: — Ну что ты такая бледная, говори скорей, а то в обморок упадешь.  

Ж: — Я всегда бледная, и говорить мне это не мешает, а в обморок я не упаду, даже не ждите.  

И. (сочувственно): — Надо было тебе больше гранатов есть.  

Ж: — Надо было вам меньше коньяка пить.  

И: — Как скажешь.  

Ж: — Вы думаете, я пришла просить у вас прощения?  

И. (с наигранным удивлением): — Неужели нет? Разве есть другие варианты?  

Ж: — Просить прощения я не собираюсь.  

Видно было, что Иваньков сильно разозлился. Потом он снова поменялся в лице, откинулся на стуле и три раза картинно ударил в ладоши. Спросил вкрадчиво, почти ласково:  

— Что-то еще хочешь сказать?  

Ж.: — Не знаю, что вам сообщили ваши платные доносчики, но я готова вам прямо в лицо сказать, что сказала тогда и что вообще о вас думаю.  

И.: — Ну попробуй.  

Потом она произнесла очень нехорошую фразу. Я не повторю ее, даже зная, что Японца уже нет в живых. Я так понял, что у женщины были личные счеты с Япончиком, возможно, когда-то она потеряла своих близких из-за него. В эту минуту я вспомнил, что про Иванькова рассказывали, мол, он в случае чего просто выхватывает пистолет и стреляет. Я стоял близко к этой женщине и понял, что в случае чего ее мозг брызнет прямо на меня. Я сам много раз организовывал это на съемках, но в жизни, конечно, никогда не видел. Потому я подался в сторону. Все сделали вид, что не слышали эти ужасные слова. Казалось, до ответа Иванькова ей не дожить.  

И. (с большим чувством): — М-да, красиво. За эти слова надо бы тебя сбросить живой с вертолета.  

Я подумал, что сейчас мы все поедем на аэродром, и он заставит меня как свидетеля смотреть на расправу. Ясно было, что он миллионер и для него нет ничего невозможного.  

Ж.: — Я сама пришла, чтобы вам не пришлось посылать своих людей. А им — выслеживать меня, заталкивать в машину, привозить к вам. Разве не красиво я поступила?  

И:— Постараюсь поступить еще красивее.  

Он тихо дал какое-то распоряжение людям, которые стояли возле него. Они пришли в движение, и очень скоро на столе перед ним оказался толстый кошелек. Он достал все его содержимое — пачку сотенных купюр долларов и евро. С деньгами в руках он встал и, обогнув стол, медленно подошел к ней. Я подумал, что он сейчас скажет ей, мол, на, найми вертолет и выбросись. Раз сама пришла, так и дальше все сделай сама. В воздухе повисло нереальное напряжение. Это была будто сцена из кино.  

И: — Не то, что ты сейчас думаешь. На вот, купи себе от меня подарок — золотую цепь, потому что ты этого заслужила.  

В этот момент понял, что именно людей привлекает в Иванькове. Все были потрясены его поступком. Женщина оторопела, а потом взяла деньги. И неожиданно для всех сказала:  

— Раз так, мне до сих пор стыдно вспоминать те слова, потому что они были несправедливы.  

И: — Вот и давай не будем вспоминать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру