“Боинг” рухнул в воду примерно в 3,5 км от побережья, неподалеку от ливанского селения Наамех к югу от Бейрута. Очевидцы события говорят, что самолет загорелся еще в воздухе. Кое-кто рассказывает, что видел в небе огненный шар. Вообще во время полета была гроза и шел ливень, и некоторые наблюдатели в качестве возможной причины крушения самолета называют попадание молнии.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
АВИАКАТАСТРОФЫ ПО ПРИЧИНЕ ПОПАДАНИЯ МОЛНИИ В САМОЛЕТ
Май 2001 г. — на севере Ирана разбился “Як-40”. Сообщалось, что причиной катастрофы могла стать попавшая в самолет молния.
Август 2006 г. — под Донецком потерпел крушение самолет “Ту-154”. Перед катастрофой лайнер вошел в грозовой фронт, и в него попала молния.
Июнь 2009 г. — одной из основных версий катастрофы над Атлантикой французского Airbus A330-200, летевшего из Бразилии, стал удар молнии, когда самолет попал в грозовую зону с сильной турбулентностью.
Большинство пассажиров — граждане Ливана и Эфиопии. В скорбном списке была Марла Пьеттон, жена французского посла в Ливане Дени Пьеттона. Гражданка России ливанского происхождения Анна Абс 1973 года рождения также находилась на этом самолете. “МК” связался с “горячей линией” эфиопской авиакомпании, но там не смогли дать дополнительных сведений о пассажирах злосчастного рейса.
По поступающим из зоны ЧП сообщениям, были найдены тела 14 погибших, но в связи с погодными условиями шансы найти выживших близки к нулю. Ливанская миротворческая миссия ООН направила на спасательную операцию три корабля и два вертолета. Также на спасательную операцию вылетели два вертолета с Кипра — полицейский и вертолет с британской военной базы.
В Ливане по случаю катастрофы объявлен траур, руководство страны поспешило в аэропорт. Многие родственники пассажиров рейса ЕТ490 разгневаны тем, что самолет вылетел в такую скверную погоду.
В отличие от многих авиакомпаний с Черного континента, для которых закрыто европейское небо, Ethiopian Airlines выполняет регулярные рейсы в Европу. Это крупнейшая по числу перевозимых пассажиров африканская компания, созданная еще в 1945 г. императором Хайле Селассие. Сейчас компания обслуживает более полусотни международных маршрутов и более 35 внутренних рейсов. Компания осуществляет регулярные рейсы между Ливаном и Эфиопией.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Летчик-испытатель Александр Акименков:
— Сам самолет тоже может накапливать статическое электричество, но у него имеется защита. Благодаря ей заряды, которые образуются на поверхности крыла от трения о воздух, “стекают” в пространство. Работает такая система очень эффективно. В результате сам самолет становится нейтральным. Однако на нем есть электроприборы. В том числе радиопередатчик, системы, обеспечивающие контакт бортовой аппаратуры с наземной, и прочее. Все это излучает радиоволны. И когда они идут через антенны, то представляют из себя заряд, который становится приманкой для молнии. К тому же летчик старается пролетать не в грозовых облаках, а между ними, используя показания локатора. Но и сам локатор при этом тоже является излучателем. Так что же делать в такой ситуации? Надо выключить радиопередатчики и всю излучающую аппаратуру в случае, когда проходишь грозу. В это время на самолете не должно быть активных источников электромагнитной энергии. И это возможно. Предупредил об этом диспетчеров: во время пролета в облаках я выключаю аппаратуру. Затем набрал высоту, ушел от грозы и включай все заново. Но ведь никто же это не делает. Ни наши, ни их пилоты. Вот и происходит подобное.