«Манеж» меняет лицо

Эксклюзив «МК»: новый арт-директор комплекса музеев в центре столицы Марина Лошак рассказала о глобальном ребрендинге

После парков и театров глава Департамента культуры Сергей Капков направил свою энергию на музеи. Глобальное переустройство ждет центральный выставочный зал «Манеж», «Новый Манеж», музейный комплекс «Рабочий и колхозница» и еще ряд площадок. Изменит имидж и устройство «Манежа» специалист по авангарду, в недавнем прошлом директор галереи «Проун», куратор Марина ЛОШАК. «МК» встретился с новым директором и первым узнал о планах по арт-революции на Манежной площади.

Эксклюзив «МК»: новый арт-директор комплекса музеев в центре столицы Марина Лошак рассказала о глобальном ребрендинге
Марина Лошак

— Когда вы получили предложение занять кресло арт-директора музейного объединения «Столица»?

— Первые разговоры начались в марте. Сначала речь зашла о музейном комплексе «Рабочий и колхозница» (под монументом расположены выставочные залы). Я сразу согласилась, потому что темы мухинского времени, первой половины ХХ века, мне хорошо понятны. С «Новым Манежем» я была тоже хорошо знакома, так как часто делала там выставки, так что была готова заняться и им. Вот с «Большим Манежем» не представляла, что делать... Но собралась и составила план выставок почти на полтора года. Все-таки отношения со многими институциями давно наработаны.

— В каком состоянии эти площадки? Освещение, температурно-влажностный режим?

— В «Манеже» все обстоит не так плохо, как я думала. Температурно-влажностный режим в норме. Домик Чехова сейчас на реконструкции, есть что доделать в «Рабочем и колхознице».

— Как изменится «Большой Манеж» и остальные площадки, оказавшиеся в вашем ведении?

— Кардинально. Мы меняем не только лицо, но и название — выставочное объединение «Столица» переименовано в выставочное объединение «Манеж». В первую очередь поменяется структура «Манежа». На первом этаже разместятся четыре музея: здесь откроется первый московский музей дизайна (его дебютная выставка будет посвящена советскому дизайну 1960–1980-х годов), музей экранной культуры Ольги Шишко, где будет показываться видеоарт, музей книги художника, который откроется выставкой «Воллар и художники его времени», куда войдут произведения Дега, Пикассо, Шагала, Ренуара и пространство Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой. На втором этаже будет Медиатека, а на первом музейный магазин, где можно будет приобрести не только хорошие книги об искусстве, различную музейную продукцию — от записных книжек, альбомов и ластиков до ювелирных украшений — например Музеи Кремля параллельно с выставкой индийского искусства будут продавать украшения у нас в магазине. Мне кажется, что хватит продавать бересту и янтарь. Ведущие музеи мира, такие как Музей Гуггенхайма и нью-йоркский МоМА, имеют большие магазины, где можно найти все: от светильников до зонтов, от разделочных досок от ведущих дизайнеров до эксклюзивной мебели.

— Какие больше проекты примет «Манеж»?

— Первый случится уже 25 сентября, когда откроется мировая премьера выставки «AES+F. Трилогия», а спустя три дня этот проект откроется в берлинском Мартин-Гропиус-Бау. А в сентябре-октябре 2013 года это большое парадное пространство площадью на 5,5 тыс. кв. м по договоренности со столичным правительством будет отдаваться под Московскую биеннале современного искусства, которая проходит раз в два года осенью. В «Новом Манеже» будет также показан проект специальной программы биеннале. В год между выставками биеннале мы будем привозить значимые проекты музейного уровня. Уже договорились с Жаном Юбером Мартеном о том, что он сделает в 2014 году кураторскую выставку. Мы будем сотрудничать с самыми крупными выставочными институциями мира. Будут готовые выставки ведущих европейских художников и будут проекты, специально сделанные под пространство «Манежа». В ближайшем будущем планируем выставку художницы Яей Кусамы, чьи произведения выставлялись и находятся в коллекциях крупнейших мировых музеев. Предполагаем провести выставки знаменитого английского граффитиста Бэнкси, масштабный проект культового режиссера и видеохудожника Питера Гринуэя, французского концептуалиста Даниеля Бюрена и всемирно известного скульптора Стефана Балкенхолла, чьи деревянные скульптуры украшают не только музейные коллекции, но и публичные городские пространства.

— То есть искусство выйдет за стены «Манежа»? Директор Музея Щусева Ирина Коробьина давно предлагает создать общий маршрут в музейном квартале — Музеи Кремля, ГМИИ им. Пушкина, Исторический музей, Библиотека им. Ленина, Дом Пашкова, Мультимедиа музей Свибловой — все рядом. Означает ли ваше желание выйти за границы музейного пространства на улицу скорую реализацию этой идеи?

— Хотелось бы. Мне кажется, что это очень правильно и удобно. Туристические возможности Москвы не используются на полную катушку. Конечно, нужна такая карта, которая позволила бы пешком обойти все важные площадки столицы. Вообще наша главная задача — сделать так, чтоб людям было удобно и интересно к нам приходить. Для этого мы сделаем систему абонементов — система доступных цен в разработке. Обязательно планируем проводить бесплатные дни открытых дверей. Также мы планируем продлить время работы музеев — все они будут открыты до 10 вечера, а «Рабочий и колхозница» будет работать круглосуточно. Туда, кстати, мы собираемся активно привлекать молодежь, в том числе молодых людей с ограниченными возможностями, потому что это единственный музей в МВО «Манеж», полностью оборудованный для нужд инвалидов. В музее «Рабочий и колхозница» планируется в ближайшее время провести выставку, посвященную творчеству Веры Мухиной. А дебютным проектом музея станет выставочный хит Государственного Русского музея — «Венера советская». На площадке «Рабочий и колхозница» планируется открыть круглосуточный кинозал для демонстрации фильмов из собрания киностудии «Мосфильм».

— А что ждет «Новый Манеж»?

— «Новый Манеж» в Георгиевском проезде, что за Госдумой, станет площадкой для показа преимущественно отечественного искусства. Там будут проекты из коллекций наших музеев — Русского музея, Российской академии художеств, из провинциальных музеев. Первое событие там — выставка режиссера Сергея Параджанова 20 сентября «Дом, в котором я живу» — инсталляции, созданные специально для показа его живописи, графики, ассамбляжей и киноработ, будет очень красивая история. Потом выставка Академии художеств Санкт-Петербурга, они откроют ее у себя, а потом привезут в Москву. «Советский неореализм» — история советского искусства 60-х годов. У нас партнерские отношения с Эрмитажем, Русским музеем, Музеем истории в Санкт-Петербурге и Академией художеств (СПб), Музеями Кремля. Нам важны выставки отечественного искусства в контексте мирового.

— Музейное объединение «Манеж» будет ориентировано на искусство ХХ и ХХI веков?

— Не только. Мы предварительно договорились с Еленой Гагариной, директором Музеев Кремля, что они будут показывать свои исторические выставки на наших площадках. У них как раз не хватает места. У них есть выставки, которые невозможно показывать в Успенском соборе. В «Манеже» нам важно заинтересовать посетителей разных социальных групп. Недавно здесь не было стратегии, теперь будет. Репутационными проектами станут не выставки меха и меда, а масштабные музейные проекты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру