Козы на летном поле

Геннадий Онищенко обрубил «Шереметьеву» крылья

Несколько лет боролись жители деревень и поселков против строительства новой полосы в Шереметьево рядом с их домами. Куда и кому только не писали — все без толку, власти оставались глухи. Подумаешь, самолет в огороде будет разворачиваться, — переживете. Народ уже совсем отчаялся, но тут получил поддержку с неожиданной стороны. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко направил в соответствующие инстанции предписания ведомства о том, что в случае строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» необходимо отселить с прилегающих к ней территорий жителей больше двух десятков населенных пунктов и 23 многоэтажных домов.

Геннадий Онищенко обрубил «Шереметьеву» крылья

Послания главы Роспотребнадзора получили руководитель Росавиации Александр Нерадько, министр транспорта Максим Соколов и губернатор Московской области Сергей Шойгу.

Напомним, сейчас аэропорт имеет две параллельные взлетно-посадочные полосы. Как объясняют специалисты, из-за близости друг к другу принимать самолеты одновременно они не могут. Пропускная способность низкая — 30 взлетно-посадочных операций в час, но, по мнению экспертов, этого пока вполне хватает. Однако пассажиропоток хотя бы из-за будущих спортивных мероприятий будет резко увеличиваться, и аэропорт уже скоро перестанет с ним справляться. Нужна третья полоса. И она уже спроектирована. По словам специалистов из Росэкспертизы, новая ВПП опять-таки будет не полноценной, а — из-за нехватки места — укороченной, то есть не сможет принимать и отправлять, например, «Аэробусы-350», «Боинги-747» и «Илы-96М». Конкурс на выбор генподрядчика строительства был проведен лишь в начале этого года. А разрешение на работы его победителю — «Трансстрою» — Росавиация выдала 28 августа.

В сектор застройки попадают 5 населенных пунктов, в санитарно-защитную зону — 17. Под проект отводится около 450 га земли, на которой расположены: лес (80 процентов территории), деревни Перепечино, Дубровки и Малые Дубровки, а также близлежащие Исаково, Паршино, Черная Грязь, исток Клязьмы и ее притоки, нефтепровод и газопровод высокого давления, несколько дорог и прочие мелочи.

— У нас половина деревни идет под отселение, половина — нет, — возмущается Борис Васильевич, житель деревни Перепечино. — Вот, например, мой дом под отселение (по проекту. — Ю.Г.) не попадает, самолеты будут у меня над головой взлетать, остается дом и у соседей, а вот сортир и сарай у них попадают под снос — бред! Впрочем, я и не хочу никуда отселяться. Свой дом я начал строить на месте родительского в 1993 году. Каждую копейку с женой сюда несли, в отпуск никуда не ездили, рассчитывали на старости лет в своем доме пожить на природе. Квартиру оставили сыну и переселились сюда — и что теперь? Компенсацию дадут? Это копейки. Квартиру? А зачем мне эта бетонная коробка? Впрочем, я понимаю, что жить здесь станет невозможно...

Например, между взлетной полосой и домом Ирины Ростковой в Дубровке, опять-таки по проекту, будет всего 18 метров. Вместо пасущихся коз на зеленом поле будут самолеты — на летном.

— При этом они перероют все дороги, так что проехать к нам будет практически невозможно, и загрязнят колодцы, оставив нас без воды, — возмущается Ирина. — Мы и сейчас живем в санитарно-защитной зоне: у нас превышен уровень шума и выбросов, а будет хуже.

Недовольно и население Сходни и Лобни: над их головами будет точка посадки-взлета (падения?) самолетов. Они тоже готовы протестовать. Проект потребует изменить русло Клязьмы; часть реки, ее исток и притоки заберут в коллектор. Как поведет себя Клязьма в таком случае — не знает никто. Экологи говорят, что «вода умрет», потому что это — верховье русла. Рубке подвергнется вековой лес (больше 300 гектаров), пострадавший во время войны, но восстановленный местными жителями. Он перестанет питать кислородом север Москвы, а также окружающие областные районы.

С тем, что жить на стройке, да и в зоне взлета-посадки самолетов, невозможно, согласен Геннадий Онищенко. В целях экологической безопасности не могут люди проживать и в санитарно-защитной зоне ВПП. Это значит, что для ее строительства новой полосы требуется расселить жителей более 20 населенных пунктов и 23 многоэтажных дома.

Выполнение требований Онищенко приведет к немыслимому удорожанию строительства. Сейчас в бюджет (стройка идет за счет государства) только на отселение людей из зоны застройки заложено 5 миллиардов рублей, а потребуется до 22,5 миллиарда.

Раньше Роспотребнадзор участвовал в согласовании такого рода проектов. Но с июля 2011 года лишен этих полномочий, указывает Онищенко в письме. Но ничто не мешает Роспотребнадзору защищать права потребителей в суде.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру