Гаражный вопрос по-прежнему доставляет изрядную головную боль как городским властям, так и многим москвичам. Очаги конфликтов вспыхивают постоянно. Судебные инстанции и редакции ведущих городских изданий переполнены петициями граждан, рассказывающих о несправедливости: у них жестоко и цинично отнимают законное имущество!
Гаражные стоянки начали появляться в столице несколько десятилетий назад по разрешению районных исполкомов: простая бумажка с печатью и подписью тогда считались вполне легитимным документом. Но с тех пор городская земля выросла в цене на несколько порядков и стала оформляться другими ведомствами. Переход к новым отношениям оказался болезненным и нецивилизованным.
Наземную автостоянку на Талдомской улице местные жители знают давно: возводили ее еще в 80-е по решению исполкома Железнодорожного района города Москвы. Землю под нужды автомобилистов-любителей выдали без особых препон — территория была бесхозной и заболоченной. Как часто бывает при подобных обстоятельствах, люди сплотились и сообща обустроили пустырь:
— Стоянка была настоящим клубом по увлечениям, — вспоминает член кооператива МГСА №4-ро на Талдомской улице Сергей Тимошенко. — Обязательно находился технарь — «золотые руки», который мог продиагностировать и починить практически любое авто. Тут же крутились мальчишки, осваивали простейшие слесарные и плотницкие навыки. В общем, гараж был не просто местом для хранения машины, а территорией соседского общения.
В 2001 году хозяева гаражей создали региональную общественную организацию — решили отстаивать свои права сообща, искали законный способ закрепиться на освоенной земле. Но районные власти предпочитали не замечать этих инициатив. В 2007 году Департамент земельных ресурсов в одностороннем порядке попытался расторгнуть договор аренды на землю, но Арбитражный суд оказался на стороне автовладельцев и иск московского правительства отклонил. Однако в апреле 2010 года автолюбители узнали, что вся территория стоянки вместе с их гаражами, машинами и прочим добром сдана в аренду ГУП «Дирекция гаражного строительства». Начались бесконечные судебные тяжбы, на которых хозяева гаражей пытались доказать, что они — общественный союз автолюбителей, легально арендующий городскую площадь. Но Тимирязевский райсуд упорно видел в них горожан, оккупировавших без разрешения дорогую городскую землю.
Страсти накалились нешуточно: на стоянку участились инспекции представителей управы. По своему характеру они больше напоминали классические рейдерские захваты: бойцы ОМОНа при полной амуниции, с автоматами, вместе с братками-качками с газосваркой наперевес противостояли безоружным собственникам гаражей. Хорошо, что подоспевший вовремя полицейский попросил предъявить документы на снос, которых у воинствующих молодчиков не оказалось, — в результате они ретировались.
История, подобная талдомской, для Москвы является типичной. Понять, за что сражаются владельцы гаражей, нетрудно — ведь в случае «некомпенсированного сноса» их машины попадут на улицу, во дворы, и без того переполненные автомобилями. Можно понять и районные власти: с них настоятельно требуют очистить территорию для нового строительства. Но вот как это сделать, чтобы не избежать революций районного масштаба, никто не говорит.
В СВАО проблему решили уладить собственными силами и даже задумали обратиться с подобной инициативой к заместителю мэра Марату Хуснуллину. Суть предложения состоит в следующем: при строительстве на месте наземной автостоянки многоэтажного паркинга типа «народных гаражей» бывшим гаражникам предоставляется льгота — машиноместо продается по себестоимости. Причем из членов кооператива избирается инициативная группа, которая берет на себя контроль за ходом строительства и расходами. Таким образом, предлагается найти некую золотую середину между интересами города, инвестора-застройщика и москвичей, оказавшихся в зоне конфликта. Кстати, инициатива СВАО, видимо, по причине осторожности, широко не разглашается, и пресс-секретарь префектуры Александр Латышев на просьбу «ЭВ» подробнее рассказать об упомянутом совещании отозвался довольно уклончиво:
— Я знаю, что такие случаи урегулирования конфликта между инвесторами и членами стояночных кооперативов в округе уже есть, но о директивном характере таких отношений говорить пока рано. В отдельных случаях инвестор идет навстречу автолюбителям — и в предоставлении мест по себестоимости, и в контроле за ходом строительства есть рациональное зерно. Но возможно ли сделать эту практику повсеместной, сказать пока трудно.