Почему все сходит «с рук»

«МК» выяснил, как действует «мафия» спекулянтов, торгующих билетами на метро

13.03.2013 в 21:18, просмотров: 5021

Мафия бессмертна. Во всяком случае, та «мафия», которая реализует вне касс билеты на метро. У этих людей в запасе столько изощренных хитростей, что они порой ставят в тупик даже искушенных людей. Так, недавно мы с удивлением обнаружили, что явно не поддельные, а купленные в кассе билеты на метро продаются с рук по цене номинала — 28 рублей («МК» от 4 марта 2013 года). Но в чем выгода продавцов — до сих пор оставалось загадкой, которую мы смогли разрешить, проведя собственное расследование.

Почему все сходит «с рук»

После выхода той статьи с нами связался Сергей Сазонов — столичный коллекционер билетов на городской транспорт. И пообещал «на пальцах» показать, как мошенники манипулируют с билетами на метро. Способов оказалось несколько.

Во-первых, цены на билеты «с рук» колеблются в зависимости от станции и времени продажи. Например, в тот момент, когда на «Комсомольской» ими торгуют почти вдвое дороже, по 50 рублей, на «Павелецкой» могут сбывать по номиналу. С какой стати, спросите вы? А вот с какой.

Оборот у продавцов-спекулянтов, хотя и не оцененный никакими экспертами, по всему судя, немалый. (Доходит до того, что, по слухам, некоторые из них даже выводят из строя автоматы по продаже билетов на самых «бойких» станциях, чтобы не было конкуренции.) И свои, купленные в кассе, билеты они специально метят, чтобы не пропустить время окончания их действия. Оставшиеся в процессе реализации непроданными билеты, срок годности которых подходит к концу, спекулянты и реализуют по госцене — чтобы просто не потерять деньги.

Во-вторых, значительная часть билетов «с рук» поступает на «черный рынок» от бомжей.

На станции «Комсомольская» Сергей Сазонов подводит корреспондента «МК» к кучке бездомных, которые толпятся возле проверяющего годность билетов терминала. Спрашиваем, есть ли билеты. Оказывается, нет — только что все продали. По 25 рублей за штуку. Сергей объясняет, а бездомные это подтверждают, что многие пассажиры, особенно приезжие, не разбирая, выбрасывают билеты, на которых действительной остается как минимум одна поездка. Бродяги подходят к урне, вытряхивают ее, собирают билеты и старательно проверяют их на терминале. Один из них тут же сообщил, что с одной урны может за день заработать примерно двести рублей.

фото: Кирилл Искольдский

Чаще всего спекулянты реализуют билеты с рук спешащим пассажирам на станциях, расположенных у вокзалов, но пользуются и просто оживленными станциями — такими, как «Выхино», «Тимирязевская», «Щелковская».

В-третьих, по-прежнему в ходу и просто фальшивые билеты. Сергей демонстрирует свою коллекцию. Вот билеты на метро старого образца. По словам Сазонова, когда билеты с чипами только появились, каждый третий из них был фальшивый. Причем подделывали их самым банальным образом: из использованного билета чип удалялся дыроколом, а на обратную сторону клеился новый, купленный на электронном рынке. Такие билеты изготавливались прежде всего «для своих» — гастарбайтеров.

Современный метробилет подделать значительно труднее, в отличие от билетов на наземный транспорт, которые, несмотря на идущую унификацию с метро, пока еще в ходу. По словам Сергея Сазонова, подпольное производство фальшивых метробилетов в Москве сейчас приостановлено. С апреля вступят в силу билеты нового образца, так что мошенники пока ждут образцов и действуют по «относительно честной» схеме отъема денег у населения: купил в кассе — перепродал.

Обо всем этом мы говорили на станции метро «Комсомольская». Так случилось, что тут же, рядом, проходил рейд по отлову «зайцев» в метро. Проверяющие в основном занимались студентами — выясняли, правомерно ли они пользуются своими социальными картами. А торговля билетами «с рук» не прекращалась. Бойко шла тут же, за углом. Сказано же — мафия бессмертна. По крайней мере билетная.