Московские школы — это класс!

Проект по развитию общего образования в столице проходит успешно

Почему мир московских школ так разительно отличается от прочих школ страны? Почему столичные учителя получают в несколько раз больше своих «замкадных» коллег, а их классы оснащены самой прогрессивной электронной техникой? Столичные власти уверены, что все дело в особом проекте по развитию общего образования в Москве, итоги которого подвели чиновники из профильного департамента.

Проект по развитию общего образования в столице проходит успешно
Школа №2054. На уроке химии школьники пишут уравнения на интерактивной доске и складывают модели молекул из специальных конструкторов.

Пилотный проект по развитию общего образования в Москве стартовал в апреле 2011 года, и сейчас, по прошествии двух лет, власти города подводят итоги, выясняя, насколько улучшилась ситуация с зарплатой педагогов, с оборудованием классов новейшей техникой, с повышением качества образования и учетом достижений школяров. Напомним, что главными опорными тезисами проекта стали переход на финансирование школ в зависимости от числа учащихся и выравнивание возможностей учебных заведений за счет объединения их в кластеры — образовательные центры. Многие родители опасались таких реформ, прогнозируя снижение качества учебы и уменьшение объема бесплатных образовательных услуг, однако этого не случилось. Зато школы получили право самостоятельно распоряжаться денежными субсидиями при выполнении всех нормативных требований, смогли эффективно мотивировать деньгами своих учителей. Директора вынуждены были взять на себя так пугавшие их изначально обязанности менеджеров, управляющих ресурсами и денежными потоками, но в результате оказалось, что эти функции дали им свободу, позволяющую активно развивать свое учебное заведение. О результатах работы школ в рамках проекта и нынешнем состоянии школьного образования в столице «МК» рассказали работники Департамента образования, профсоюза учителей и директора школ.

— Все школы финансировались по-разному, а значит, не соблюдались равные права для всех и в конечном счете для учеников. И наш пилотный проект как раз был направлен на то, чтобы поставить всех в равные условия и в единые правила игры, — говорит заместитель руководителя Департамента образования Татьяна Васильева. — Целью новаций было улучшение оснащенности школ, повышение качества образования, вовлечение родителей в учебный процесс, в контроль качества работы школ. Что характерно, в наблюдательный совет, который контролирует проект, не вошел ни один чиновник — исключительно общественность. Туда включили родителей, экспертов от разных институтов, занимающихся вопросами образования, туда вошел всем известный уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович и т.д.

Школа №498. Создание мультфильма — кадр за кадром, затем монтаж на компьютере и озвучка.

— Этот проект стал революцией в московском образовании, и большинство школ города, включившись в него, радикально улучшили свою работу, — рассказывает председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования Марина Иванова. — С самого начала наш профсоюз поддержал пилотный проект — мы работали в составе наблюдательного совета и различных комиссий, которые отслеживали выполнение условий проекта школами. И один из главных показателей, которые мы отслеживали, — это показатель оплаты труда педагогов, поскольку именно зарплата является основным мотиватором для улучшения их работы. На старте проекта (конец 2010 — начало 2011 года) средняя зарплата московского учителя составляла 36 000 рублей, в 4-м квартале 2011 года — уже около 40 000 рублей, на июнь 2012 года — 55 500 рублей, а в феврале 2013 превысила 65 000 рублей. Это в 2,5 раза превышает среднюю зарплату учителя по стране, которая на начало этого года составляла 25 800 рублей. Хотя объективности ради я должна отметить, что дифференциация зарплаты по школам все еще сохраняется и за одну и ту же работу с одним и тем же качеством учителя могут получать по-разному даже в одном округе...

— Мы были одними из первых, кто вступил в пилотный проект, — высказывает свое мнение директор школы №2054 Ирина Бородина. — За эти два года существенно выросло и информационное, и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, и новая система оплаты труда дала свои плоды. У нас работают более 30% молодых педагогов, которых мы смогли привлечь хорошими зарплатами. Учителя у нас инициируют повышение своей квалификации сами, их не нужно заставлять и подгонять. И, глядя на то, как мы работаем, в прошлом году наши коллеги из соседней школы предложили нам создать образовательный центр. И мы объединились с близлежащей школой и с детским садом, образовав мощный комплекс — к примеру, в этом году мы выпускаем аж семь одиннадцатых классов!

Школа №498. Растет молодое поколение гроссмейстеров!

Однако, несмотря на хорошие результаты в школах, участвующих в проекте, у директоров присутствует и некоторое недовольство, причем часто по поводу самого «скользкого» вопроса — финансового. Финансирование проекта простое — «сколько деток — столько денег». Но по условиям проекта образовательное учреждение не может получать финансирование в меньшем объеме, нежели оно было у него до вступления в проект. И в результате возник ряд школ — участниц проекта, которые имеют малое число детей по тем или иным причинам, не делают ничего для повышения качества работы, но деньги получают немалые. И коллективам тех школ, которые бьются за каждого ребенка и очень много делают для роста качества образования, несколько обидно это видеть...

Впрочем, успешное функционирование проекта на протяжении двух лет пилотной работы и призвано выявить такого рода недостатки, которые будут устранены в дальнейшем, несмотря на завершение пилотного режима: ведь принцип работы столичных школ признан безусловно успешным и курс определен — надолго!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру