Делай радиус, делай два

У столичного метро «вырастут» новые ветки

Метростроители ускоряют сооружение двух новых радиусов — продолжения Люблинско-Дмитровской линии на севере и Кожуховской ветки на юго-востоке. Первый обещают ввести в эксплуатацию уже в 2014 году, второй — до конца 2015-го. Представители городских властей называют эти темпы «запредельными» и надеются, что люди и техника не подведут. 3 июня Сергею Собянину показали, как монтируется новый тоннелепроходческий щит, уже получивший популярное в Москве имя «Александра». В начале июля он начнет прокладывать тоннель в сторону станции «Селигерская», которая пока является конечным пунктом северного радиуса.

У столичного метро «вырастут» новые ветки

«Александру» собирают в глубоком котловане недалеко от Верхних Лихоборов. С одной стороны — Октябрьская железная дорога, с другой — Савеловская, в двух шагах течет речка Лихоборка с громко квакающими лягушками. «Когда мы пришли на площадку, здесь было поселение бомжей, — откровенничают рабочие, — около 500 человек со своим скарбом, охраной и даже кладбищем». Бомжей выселили, свалку разобрали, но заброшенность осталась: ближайшие дома с трудом просматриваются сквозь кроны деревьев.

— Для кого ж здесь станцию строить будете? — спрашиваем у начальника «Мосметростроя» Сергея Жукова.

Он смотрит на журналистов как на неразумных детей и начинает втолковывать, что станцию здесь размещать не предполагается, а цель нашего визита — посмотреть, как собирается только что прибывший из Германии тоннелепроходческий щит. Ну действительно, когда еще увидишь, как бывший немец «Херренкнехт» превращается в москвичку «Александру»?

— Вот, — говорит Жуков, показывая на большой белый цилиндр с патриотичными сине-красными отметинами, — проходит грунт со скоростью 10–12 метров в сутки.

На самом деле с грунтами строителям, как это часто бывает в Москве, не повезло. На глубине 12 метров обнаружились дополнительные водоносные слои, которых не показали геологические изыскания. В результате в котлованах потоп — чтобы щит смог работать, придется замораживать грунты.

Изначально участок «Марьина Роща» — «Селигерская» протяженностью 10,7 км собирались строить «вручную» на глубине 60 метров. Однако по поручению главы стройкомплекса были найдены альтернативные технические решения, позволяющие сэкономить деньги, а главное — время. По новому проекту участки между станциями «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская» на глубине 20 метров будут строить проходческие комплексы, а между «Марьиной Рощей», «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской» сами метростроители (сейчас на всех площадках в круглосуточном режиме работают 3 тыс. человек) с минимальным количеством техники. «Там щиты запустить невозможно, так как рядом проходит действующая ветка метрополитена», — поясняет Жуков. По его словам, сооружение всего радиуса, включая 6 станций, обойдется городу в 56 млрд руб. За счет того что 50% линии строится механизированным способом, удалось сэкономить 7 млрд руб.

Вице-мэр Марат Хуснуллин называет сроки строительства «запредельными», а труд строителей — «геройством»: «Сдача всей линии должна состояться в конце 2014 года. Выдержать такой сжатый срок и за это время построить десятикилометровый отрезок — это настоящий трудовой героизм». О перспективах появления на салатовой ветке еще одной станции — «Дмитровское шоссе» — глава стройкомплекса высказывается осторожно. Мол, построим, если будет необходимость и финансовые возможности. Пока в качестве конечной рассматривается станция «Селигерская» — здесь планируется организовать большой ТПУ.

Кроме того, возможность пересадки будет предусмотрена на станции «Верхние Лихоборы», рядом с которой находится железнодорожная платформа НАТИ. Еще один узел запланирован на станции «Окружная», где метро пересекается с Малым кольцом железной дороги. А самый большой ТПУ появится у станции «Петровско-Разумовская». «Это сложнейший транспортный узел, где пересекаются две линии метро и две железные дороги», — пояснил Хуснуллин. Сергей Собянин, в свою очередь, отметил, что после окончания строительства нового участка Люблинско-Дмитровской линии подземкой смогут пользоваться еще 450 тыс. москвичей. «Это важнейшая новостройка метрополитена, которая в значительной степени улучшит ситуацию на севере Москвы», — отметил градоначальник.

А в восточном секторе города такого же эффекта ждут от новой Кожуховской ветки: от «Авиамоторной» до «Некрасовки». Согласно программе строительства метрополитена до 2020 года этот радиус должен быть введен в эксплуатацию в 2016 году. Однако в субботу после совещания в штабе строительства Марат Хуснуллин заявил журналистам, что сроки окончания работ могут быть ускорены.

«Это, конечно, сверхамбициозная задача — построить к концу 2015 года 16,7 километра метро. Таких примеров в истории московского метростроения еще не было. Но задача поставлена, надо работать, и даже если метро будет построено только в 2016 году, все равно это будет огромное достижение», — заявил глава стройкомплекса, добавив, что в настоящее время ведется огораживание строительных площадок — всего их будет 36.

«Строительство Кожуховской ветки позволит значительно улучшить транспортное обслуживание жителей районов Лефортово, Нижегородский, Рязанский, Текстильщики, Кузьминки, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка, а также подмосковных Люберец», — подчеркивает глава стройкомплекса. Она разгрузит улично-дорожную сеть, а также пересадочный узел внутри подземки на станциях «Площадь Ильича» и «Римская», пассажиропотоки на которых снизятся до нормативного уровня.

СПРАВКА "МК"

На участке «Авиамоторная» — «Некрасовка» появится девять станций: «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская» и «Некрасовка». Поскольку ветка будет строиться и вводиться в эксплуатацию одновременно с северным полукольцом Третьего пересадочного контура («Авиамоторная» — «Нижняя Масловка» — «Хорошёвская» — «Кунцевская»), планируется организовать беспересадочное движение от «Некрасовки» до «Кунцевской». (Иными словами, поезда, следующие из жилых кварталов, расположенных на Люберецких полях, смогут с «Авиамоторной» переходить на ТПК и следовать в северном направлении до «Кунцевской».)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру