Как менялась расцветка московского такси за последние сто лет

От черного — к желтому

Столичная власть демонстрирует настойчивое желание навести полнейший порядок в рядах городского пассажирского транспорта Москвы. Вплоть до унифицированного внешнего вида, – чтобы даже издали можно было определить, что данная машина обслуживает пассажирские перевозки. До последнего времени среди всех разновидностей колесных транспортных средств относительные вольности по этой части были позволены хозяевам такси. Однако теперь и они должны будут обеспечить своим «колесным коням» официально узаконенный внешний облик. Репортер «МК», между тем, провел специальное исследование на тему: как исторически выглядело столичное такси со аж времен первых новаторов.

От черного — к желтому

«Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков.» – Эта заметка в московской газете, опубликованная 2 сентября 1907 г. считается фактической датой появления в нашем городе таксомоторов.

На 106-м году его существования московское такси «приговорили» к «испытанию цветом». Отныне для окраски легальных таксомоторов оставлены оттенки лишь из желтой зоны цветового спектра. Эта колористическая специфика станет еще одним фирменным отличительным знаком курсирующих по столице пассажирских «наемных экипажей» – наряду с такими знакомыми уже «шашечками», «гребешками» и зелеными огоньками.

За долгие десятилетия «таксической» истории палитра красок у московских таксомоторов отличалась большим разнообразием. Начиналось все со строгого черного. – И не удивительно: в первый период существования «бензиномоторов» в стране почти все они были такого цвета. Впрочем, в начале 1930-х часть самых первых советских легковушек ГАЗ-А, предназначенных для службы в такси, на заводе красили в темный зелено-серый цвет.

После войны, когда московские таксопарки стали укомплектовывать в основном

новыми «Победами», для них была установлена особая двухцветная раскраска: верх серый, низ – сине-лиловый; а посередине борта между ними – полоса «шашечек». Однако такие требования к форменной окраске машин просуществовали не долго, и уже в 1950-е по улицам города бегали «Победы»-такси самых разных цветов. Подобная вольница продолжилась и когда на смену «Победам» пришли «Волги» ГАЗ-21. Хотя позднее многие из этих машин все-таки «переодели» в единообразную «форму». – В середине 1960-х в таксомоторных парках Москвы появилось правило: после капитального ремонта старенькой «Волги»-такси ее крышу обязательно красили в яркий оранжево-красный цвет (при этом остальная часть кузова была, как правило белой или бежевой). За такой «знак отличия» эти машины получили в народе прозвище «Красная шапочка».

С начала 1970-х «двадцать первые» «Волги» в таксопарках стали заменять машинами новой модели – «Волга» ГАЗ-24. Подавляющее большинство этих легковушек, предназначенных для работы в качестве такси, имели одинаковую салатовую окраску, а в дополнение к «шашечкам» на борту и зеленому фонарику за лобовым стеклом у них впоследствии появился еще один отличительный знак – оранжевый светящийся плафон-«гребешок» на крыше с теми же «шашечками». С 1979 г. вместо салатового на Горьковском автозаводе стали красить такси в ярко-лимонный цвет.

Период «салатово-лимонного» единообразия для московских такси сошел на нет к началу 1990-х, когда таксопарками были списаны в металлолом последние из «двадцать четвертых» «Волг». После этого служба такси в столице испытала серьезные «перетурбации», закрытие многих таксопарков, так что о каком-либо едином оформлении машин речь уже вовсе не шла – не до того. Теперь, 20 лет спустя, форменный стиль возвращается. И в нем можно заметить явные признаки преемственности: ведь от прежнего ярко-лимонного до нынешнего «в желтой гамме» – дистанция не большая.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру