На Красной площади приземлились «сталинские соколы»

Москвичи могут увидеть настоящие боевые самолеты времен войны

Одна из главных «изюминок» намеченного на 7 ноября праздника в честь исторического ноябрьского парада 1941 года в Москве – выставка старой военной техники, которую устраивают на Красной площади. А «гвоздем» этой выставки являются, безусловно, два крылатых ветерана Великой Отечественной – истребители И-153 и МиГ-3.

Москвичи могут увидеть настоящие боевые самолеты времен войны
Фото: mig3.sovietwarplanes.com

Как рассказал корреспонденту «МК» специалист в области ретро-авиации, директор «Авиационно-реставрационной группы» Олег Лейко, истребители прибыли на Красную площадь из Музея техники, расположенного в Красногорском районе. Нынешнее свое путешествие старые боевые машины совершили на трейлере (их крылья пришлось предварительно отсоединить). Однако оба самолета вполне «на ходу» – восстановлены в своем «природном» виде и могут летать. МиГ, например, участвовал в демонстрационной программе последнего по времени авиасалона МАКС в Жуковском.

Истребитель И-153 «Чайка», выпускавшийся в 1930-е – один из сотен таких уже устаревших к началу войны боевых самолетов, на которых пришлось драться с асами «Люфтваффе» нашим «сталинским соколам» в первые самые суровые месяцы Великой Отечественной, – был восстановлен в середине 1990-х г.г. специалистами из Новосибирска. Тогда по заказу организации «Коллекция истребителей Альпин» из новозеландского города Ванака ими были воссозданы в своем первоначальном виде три «Чайки». При восстановлении этих ретро-самолетов использовались некоторые детали и элементы старых истребителей И-153, сбитых в годы войны и обнаруженных впоследствии поисковиками. Несколько лет спустя один из отреставрированных «сто пятьдесят третьих» вновь вернулся из Южного полушария на свою историческую родину. Эта «этажерка»-биплан имеет весьма примитивную по нынешним меркам конструкцию. Например, корпус его обтянут перкалем – тканью со специальной пропиткой. В общей сложности до 30% всех элементов «Чайки», представленной на выставке, – подлинные: капот, шасси часть конструкций фюзеляжа и оперения...

Другого крылатого ветерана, демонстрирующегося ныне на Красной площади, можно назвать мемориальным. В основе этого МиГ-3 – детали и узлы истребителя, на котором воевал под Мурманском командир одного из авиационных соединений полковник М. Головня. 23 сентября 1941 года его МиГ был подбит немецкими зенитчиками, совершил вынужденную посадку на заболоченном участке возле озера. В этом труднодоступном месте Кольского полуострова машина и пролежала более 60 лет, прежде, чем ее останки были в 2002-м обнаружены и вывезены поисковым отрядом. В болотистой почве многие части истребителя сохранились великолепно, и их удалось использовать при восстановлении летного варианта МиГ-3 – элементы центроплана, бронеспинка, шасси... Однако «родной» двигатель использовать реставраторам не удалось. Чтобы крылатая ретро-машина могла надежно вести себя в полете, на нее поставили подходящий по параметрам и размерам мотор «Аллисон», – такие устанавливались в свое время на американский истребителях времен Второй мировой – «Аэрокобра», «Мустанг». Кропотливой работой по восстановлению МиГ-3 на протяжении нескольких лет занимались авиареставраторы из Новосибирска.

– На сегодняшний день в мире существует лишь 7 комплектных истребителей МиГ-3, которые находятся в летном состоянии или могут быть «поставлены на крыло», – уточнил Олег Лейко.