Водная милиция москвичей бережет

Государственная инспекция по маломерным судам стоит на страже порядка на московских водоемах

Ветер бил в лицо упругими струями, что в 30 градусов жары было особенно приятно. За кормой вскипала русалочьим хвостом вода цвета бутылочного стекла. Рядом с башней Северного речного вокзала, напоминающей маяк, белели корпуса круизных кораблей, создавая устойчивую иллюзию, что ты не в Москве, а где-то на курортных морских просторах. И даже огромные клювы портовых кранов, застывшие над барханами песка, кажутся не элементами урбанистического пейзажа, а диковинными экзотическими птицами. Наверное, именно эта невероятная возможность ощутить себя в иной, свободной, негородской стихии хотя бы на краткий период заставляет москвичей становиться владельцами маломерных судов.

Государственная инспекция по маломерным судам стоит на страже порядка на московских водоемах

— В выходной день здесь движение как на МКАДе, — рассказывает нам государственный инспектор по маломерным судам МЧС РФ Екатерина Пронякина. — Отдыхаем мы только в дождь. Суда разные. Есть и дорогие катера, есть небольшие моторные лодки и надувные с мотором. Так что владельцы таких судов не только люди состоятельные, но и вполне рядовые москвичи.

И тут, как по заказу, на водной глади, стремительно рассекая ее, появляется шикарный белый катер, сверкая хромированными деталями, на носу которого в изящной позе расположилась длинноволосая красавица-блондинка в купальнике. Общая картинка окончательно стала напоминать Майами или, скажем, побережье Сицилии. Если бы не одно «но»...

— А вот это уже непорядок, — говорит Федор Бунин, старший госинспектор по маломерным судам. — Человек на носу должен быть в спасательном жилете.

Патрульный катер дает сигнал и разворачивается вслед белоснежному красавцу. Нарушитель мгновенно подчиняется инспекторам и останавливается. Инспекторы проверяют документы, просят девушку надеть жилет. Все предельно корректны и вежливы. «Спасибо! Пожалуйста! Конечно, как скажете! Сейчас все наденем». Конечно, девушка в громоздкой ярко-желтой конструкции уже не будет выглядеть как картинка из глянцевого журнала, зато ее жизнь будет в безопасности, а это и есть главная цель инспекторов. У них самих в катере три спасательных круга, три спасжилета и еще одна очень полезная вещь — «Сборник нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность людей на водных объектах». Книга обязательная к изучению всеми судоводителями.

— А вот там, видите, пошла надувная лодка, — продолжает Федор Бунин, после того как проверка была закончена. — Количество людей соответствует норме, дети все в спасжилетах. Работы у нас действительно много, но мы, разумеется, проверяем не всех подряд. Наиболее частые нарушения — это выход за ограничительные буи, ну и случается вождение в нетрезвом виде. В таком случае проводим медицинское освидетельствование, оформляем протокол, можем и прав лишить. Все как в ГИБДД, только на воде.

В общем, все та же езда по обочине и в нетрезвом виде, стоянка в неположенных местах. Очень опасно и считается серьезным нарушением маневрирование вблизи судов транспортного флота. Но инспекторы ГИМС всегда на страже, и именно поэтому, как рассказал «МК» начальник отдела ГИМС главного управления МЧС России по Москве Андрей Печенин, за последние пять лет на территории Москвы отмечено только три серьезных происшествия с участием маломерных судов, и жертвой стал один человек. Впрочем, ежегодно к административной ответственности привлекается около 400 судоводителей.

Водная милиция следит за порядком на московских водоемах

Водная милиция следит за порядком на московских водоемах

Смотрите фотогалерею по теме

Нынешний уровень Москвы-реки и всех прилегающих водохранилищ — это результат действия системы шлюзов, без которых столичная водная артерия давно бы стала ручейком. Так что в городе любая водная гладь является «прилегающей к гидротехническому сооружению». Маломерным судам чаще всего приходится курсировать по московским водохранилищам, а если они захотят прокатиться в центр города, нужно будет пройти длительную процедуру шлюзования. В принципе, при соблюдении ряда условий можно продефилировать на своем катере и перед Кремлем, для этого не требуется специальное разрешение, но следовать придется транзитом. Швартоваться у причалов на Москве-реке маломерным судам запрещено, так как большинство причалов для судов такого типа не предназначены.

— Существуют ограничения на использование гидроциклов, гребных судов и парусных судов, — говорит Андрей Печенин. — Также запрещается движение таких судов на искусственных участках канала им. Москвы. Разрешается эксплуатация гидроциклов, гребных судов на Тихвинском водохранилище ниже входа в шлюз.

Так что же такое маломерные суда? Это судно длиной до 20 метров, вместимостью не более 12 человек. Такие суда бывают моторными, парусными с площадью парусов до 80 кв. м и парусно-моторными. Отдельные категории судов — это гидроциклы и так называемое «судно особой конструкции» — аэроботы, суда на воздушной подушке, подводные лодки, амфибия, экраноплан.

В настоящее время в столичном ГИМС на учете стоит более 29,5 тысячи маломерных судов, а судоводителей зарегистрировано 57,8 тыс. Это, конечно, не так много, как автомобилей и их водителей, но и речных водных путей у нас все же меньше, чем дорог. В Москве имеются и 64 базы для стоянки маломерных судов. Ежегодно в ГИМС Москвы регистрируется 1,1–1,5 тыс. маломерных судов, проходят обязательную для судоводителей аттестацию и получают удостоверение на право вождения такими судами около 3 тыс. человек, проводится техническое освидетельствование, процедура, обязательная раз в 5 лет, около 1,5 маломерных судов, а также баз стоянок и пляжей.

— Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, — рассказывает Андрей Печенин. — Если суда используются в коммерческих целях, то они подлежат надзору в органах Ространснадзора. Удостоверение на право управления судоводитель получает после прохождения соответствующего обучения и аттестации в органах ГИМС. По аналогии с получением прав в ГИБДД будущий судоводитель сдает два экзамена — теоретический и практический. После успешного прохождения аттестации судоводитель получает удостоверение, в котором указываются те типы судов, которыми он может управлять.

Кстати, теоретическую часть будущий судоводитель вполне может изучить сам, а вот за практическими уроками на воде придется идти в специализированные учебные центры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру