Число бомжей в Москве резко увеличилось

Волонтеры, спасающие бездомных: «Для нас запах — это адреналин»

В зимнее время число бомжей на улицах столицы увеличивается до 15 тысяч. Из-за холода им уже тяжело скрываться в лесах и парках — и они массово перебираются в подъезды, электрички, на вокзалы. Тем временем за каждым из людей, не имеющим крова, скрывается своя непростая судьба, но немногие горожане способны увидеть в грязном бездомном обычного человека, нуждающегося в помощи. Прошел почти год после трагической гибели в авиакатастрофе легендарной Елизаветы Глинки. Однако ее дело живет. Как сейчас помогают в столице несчастным и обездоленным, рассказали коллеги Доктора Лизы.

Волонтеры, спасающие бездомных: «Для нас запах — это адреналин»

— 20% тех, кто обращается к нам, — обычные люди. Например, мужчина развелся с женой, ей оставил квартиру, — говорит директор Центра им. Елизаветы Глинки Борис Третяк. — Немного выпивает. Поехал в Москву на заработки. Работодатель кинул. Денег нет, жилья нет, а тут еще и плохая компания подвернулась. Но если с ним поговорить по-человечески и предложить помощь, то он имеет шанс вернуться к обычной жизни.

По словам волонтеров, бездомных условно можно разделить на две группы: тех, кто не имеет жилья, и тех, у кого оно есть. Да, не удивляйтесь, в нашем обычном понимании бродяги, от которых дурно пахнет, — это всегда бомжи. Но большой процент из них имеют свою квартиру или дом, просто обстоятельства сложились так, что их оттуда выгнали. Виной тому — дележка имущества между близкими родственниками или недобросовестные риелторы. Среди оказавшихся выкинутыми из обычной жизни — выпускники детских домов, которых обманули, а также те, кто недавно освободился из мест не столь отдаленных — квартира, может, и есть, но живут в ней, к примеру, другие люди и не хотят выезжать.

Самое сложное время для организаций, помогающих бездомным, безусловно, зима. Для спасения бомжей в Москве работает 5 мобильных пунктов обогрева, а на Ярославском вокзале и точка горячего питания для бездомных. Среди лиц, живущих на улице, работает сарафанное радио — приходят сами и приводят друзей, поэтому с каждым днем количество ищущих помощи лишь прибавляется.

— В самом центре бездомные люди могут получить доврачебную медицинскую помощь, юридическую консультацию, пообщаться с психологами, например как вернуть утраченное жилье, помощь в трудоустройстве, — объясняет Борис Третьяк. — Здесь есть где просто переночевать, постирать вещи, поесть, обогреться, почувствовать человеческое участие и тепло. В лютые морозы число постояльцев возрастает с 200 до 450 человек, но место мы находим для всех.

Помимо Центра им. Елизаветы Глинки в столице работает служба «Социальный патруль». Это сообщество волонтеров, которые выходят на улицы с медицинским чемоданчиком в поисках тех, кому нужна помощь, дежурят на вокзалах и в парках. За прошедшие 11 месяцев ими было госпитализировано 1500 человек. Всего в арсенале «Социального патруля» 28 машин и пешие бригады. Они прочесывают леса и теплотрассы, где обычно живут бездомные.

Но, конечно, не все так радужно. Ежегодно бездомные пополняют ряды больных тяжелыми недугами, попадают в тюрьмы и просто умирают от голода, холода и тоски...

Врач Сергей Сеньчуков (иеромонах Феодорит) более 30 лет проработал на «скорой помощи», потом принял постриг — и теперь он совмещает две службы: церковную и медицинскую.

— Религия призывает людей к милосердию, — говорит он. — Жаль, что немногие из людей без дома социализируются. Но тем, кто хочет начать новую жизнь, мы помогаем, предлагаем работу в храме. И они с удовольствием служат, стараются измениться. Самое сложное в работе с такими пациентами — это уговорить их просто поехать с нами. Они порой не могут оценить масштаб своего бедствия. Им кажется, что с ними все в порядке — особенно если они подвыпили. Не хотят еще и потому, что им кажется, их увезут в другой район Москвы — и они потом не доберутся обратно...

Еще одна проблема бездомных людей зимой — это обувь. Уличные люди почти никогда не снимают ботинок, поэтому и снашивают их в несколько раз быстрее, чем простой обыватель. Из-за несоблюдения норм гигиены ноги подвергаются так называемому парниковому эффекту, от которого недалеко и до ампутации. Сейчас для бездомных благотворители пошили сапоги, названные в народе «прощай молодость», которые до сих пор считаются самой удобной и ноской моделью.

В столице не так уж и мало неравнодушных людей, готовых бесплатно оказывать помощь бездомным. Они приносят одежду, обувь, помогают в перевозке бездомных и оказывают им посильную материальную поддержку. Но волонтеров все равно не хватает. Кто-то приходит и сразу же уходит: не выдерживают и психологической нагрузки, и запаха. А старые сотрудники подсмеиваются, мол, а мы без этого запаха не можем, для нас это своеобразный адреналин, видим новенького подопечного — и в наших сердцах зарождается надежда, что мы сможем помочь и ему.

Читайте материал: На дне: почему число бомжей в России растет в геометрической прогрессии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру