Только не под нами: москвичи начали бороться с продмагами в жилых домах

«Охота» на недорогие супермаркеты с целью изгнать их из дома становится любимым развлечением москвичей

Подать в суд за нарушение норм тишины. Натравить Роспотребнадзор. Собрать подписи собственников дома и надавить на администрацию торговой сети. И еще множество способов, цель которых одна — сделать так, чтобы на первом этаже конкретного жилого дома не было продуктового магазина. Борьба с супермаркетами — новый «национальный спорт» москвичей, причем ее интенсивность не зависит от класса дома: желающих «изгнать торгашей» можно найти и в жилом комплексе бизнес-класса, и в советском старом фонде.

«Охота» на недорогие супермаркеты с целью изгнать их из дома становится любимым развлечением москвичей
Фото: resbash.ru

Резоны, вообще-то, понятны и обусловлены «физиологией» любого супермаркета. Ведь как еда попадает к нам на стол? Сначала ее привозят на грузовиках к заднему входу супермаркета — причем обычно по ночам, днем это намного дороже. Это шум и выхлопные газы в самое тихое время суток. Потом ее разгружают — снова не самый тихий процесс. Затем кладут в холодильники (которые, опять же, шумят и капают конденсатом) либо на склад (где при минимальном небрежении бодро размножаются тараканы). Потом разносят на полки в торговом зале (много не самых высокооплачиваемых сотрудников, часто с «неместными» паспортами).

Наконец, продукты покупают — то есть мы с вами покупаем. Если речь о магазине одной из недорогих сетей, то у касс и вокруг магазинов будет много откровенно небогатых и не всегда опрятных людей. А во дворе эти самые «не очень опрятные» — ну, часть их — будут распивать определенные напитки (и полиции на всех не напасешься). Да, такое вот дело — продуктовый магазин. Прямо скажем — нестерильное. Но еще несколько лет назад люди их терпели — а в этом году вдруг вышли на тропу войны.

Не для того покупали

— Город нам обещал двор нового поколения — без машин, с детскими садами, примерный и образцовый, — рассказывает Лана, хозяйка квартиры в новом жилом комплексе в центре Москвы. — Мы прошли через алгоритм городских торгов, познакомились на форумах и в чатах нашего дома, своими руками сделали двор именно таким, как мечтали. У нас круговое движение машин по двору и запрет парковки; мы коллективно выходим на площадку заниматься спортом... А теперь наш двор, наше безопасное пространство снова оказывается под угрозой из-за супермаркета!

Одно из крупных нежилых помещений в этом жилом комплексе сейчас действительно приспосабливают под продуктовый магазин одной из недорогих сетей. Об этом жителям рассказали рабочие, ведущие ремонт. Узнав, что именно здесь будет открываться, люди решили: «эта сеть не отвечает потребностям нашего дома».

— Во-первых, это контингент тех, кто приходит в такие магазины, — поясняет Лана. — Это и антисанитария, и скандалы, и даже драки, и выпивка во дворе. Все наши усилия по постройке двора мечты могут пойти прахом. Сразу пойдет снижение стоимости жилья. Квартиры, ближайшие к магазину, серьезно падают в цене. В общем, за день мы собрали 255 подписей против. А ведь комплекс еще не до конца заселен — фактически есть только половина жителей!

Алгоритм совместного действия у хозяев квартир в этом комплексе действительно отработан: уже собраны не только подписи, но и деньги на независимую экспертизу. «Помещение не предназначено для магазина с торговлей табаком и алкоголем, — цитирует эксперта Лана. — Напротив находится поликлиника, рядом два детских сада, так что по СНИПам это не проходит».

Площадь помещения, где управляющая компания хотела бы разместить продмаг, — 461 квадратный метр. Цена аренды достаточно солидная, и поэтому желающих не так много. Говорят, что продуктовые сети договариваются с арендодателями не за «живые» деньги, а за процент от выручки — и площади не пустуют, и сетям выгода. Впрочем, кто знает. В любом случае собственники квартир хотели бы, чтобы в этом помещении было что-нибудь менее беспокойное, чем магазин продуктов: например, банк, или ювелирный магазин, или шоурум мебели. Где нет постоянного подвоза, а публика «приличная». Тем более что в этом квартале уже есть не менее четырех продуктовых супермаркетов разных сетей.

Капают на мозги

В другой части города жители в этом году добились закрытия супермаркета экономкласса. Способ простой: одна из соседок подала в суд на магазин по поводу повышенного в ночное время уровня шума и «капели» от кондиционеров. И выиграла — магазин получил некие предписания. А потом внезапно закрылся, буквально за пару дней. Жители дома думают, что именно после этого случая: связываться с жильцами показалось дороже.

— Лично мне магазин был даже удобен, — признается Юлия, живущая прямо над бывшим супермаркетом, но окнами не на хозяйственный двор, а на улицу. — Шум от дороги, вообще-то, даже сильнее, чем от магазина, а ходить в него было, конечно, удобно. Впрочем, риелторы говорят, что супермаркет негативно влияет на цену квартиры — санитарные моменты, шумы, посторонние люди...

В этом районе опять-таки много продуктовых магазинов разных сетей, в том числе недорогих — поэтому и выпивающая публика во дворе бывает вне зависимости от магазина, полагает Юлия. Но от класса магазина контингент в его окрестностях, конечно, зависит, считает она. «Например, я раньше жила на Зоологической улице, и на развилке с Большой Грузинской был несетевой магазинчик, — вспоминает Юлия. — Заходить туда по вечерам было очень неприятно — из-за собиравшихся вокруг людей. Когда это помещение заняла люксовая сеть продуктовых магазинов — ходить туда стало безопасно».

Выгнать продмаг с первого этажа собственного дома — такое за последние месяцы удавалось жителям разных районов Москвы. В одних случаях жители — точнее, собственники квартир — выступали за замену магазина «пролетарской» сети на «буржуазный» супермаркет, в других — за то, чтобы продмага в их доме не было вовсе.

Способы же для этого есть в изобилии. «Существует оригинальная схема, — рассказал «МК» сотрудник юридического отдела одной из столичных торговых сетей. — Из числа жителей дома выбирается несколько «активистов», которым нечего делать днем. Они каждый день ходят в магазин, целенаправленно ищут и покупают просроченные, некачественные продукты (а они есть в любой сети, просто по закону больших чисел). После чего подают претензии в Роспотребнадзор, который за неоднократные нарушения штрафует сеть на серьезные суммы. Следующий шаг — не выдержав прессинга и штрафов, увольняется директор магазина. Еще несколько директоров сменится — и сеть просто уходит из этого дома, потому что себе дороже».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27864 от 20 декабря 2018

Заголовок в газете: Уйди-ка лучше, магазин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру