Метро разрастается под Москвой

Перспективные радиальные линии уйдут далеко за МКАД

20.03.2019 в 19:20, просмотров: 11794

За последние годы московская подземка разрослась колоссально. Сухие цифры для сравнения: в 2011 году в Москве было 300 км линий и 182 станции. Прошло восемь лет. На карте столицы теперь почти 440 км линий и 255 станций. То есть за это время протяженность метро выросла почти на 50 процентов! Однако, несмотря на потрясающие темпы строительства, некоторые действующие ветки по-прежнему загружены.

Метро вырывается за пределы старой Москвы, осваивая новые территории и отдаленные районы. О четырех перспективных радиальных линиях — в материале «МК».

Метро разрастается под Москвой

Коммунарская линия придет в Троицк

Активно застраивается Новая Москва. Ее жителям необходимо как-то добираться до других районов столицы, а значит, в какой-то момент Сокольническая и Калужско-Рижская линии просто не справятся с повышенной нагрузкой, а жители Академического, Гагаринского и Ломоносовского районов не смогут втиснуться в вагон при таком потоке пассажиров. Получится второе «Выхино», только ближе к центру Москвы... Выходом станет строительство новой радиальной ветки — Коммунарской линии.

Первый участок новой линии включает в себя отрезок от станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии вдоль Ленинского проспекта, улицы Генерала Тюленева, далее через МКАД вдоль Калужского шоссе. Потом линия должна пересечь улицу Адмирала Корнилова и само Калужское шоссе, проектируемый проезд, проходя под проектируемой магистралью МКАД — поселок Коммунарка — аэропорт «Остафьево», пересекая еще одну магистраль Солнцево — Бутово — Видное и Сокольническую ветку, которая тоже пройдет в этом направлении.

Далее одна часть линии уйдет в центр города Троицка, вторая — в сторону центра Москвы. Линия также пойдет наверх от «Улицы Новаторов» вдоль Ленинского проспекта. После пересечения с Ломоносовским проспектом (здесь проектируется станция «Улица Строителей») линия поворачивает в сторону улицы Дмитрия Ульянова, проходит вдоль нее и пересекает оранжевую ветку метро.

Будет организована пересадка на станцию «Академическая» Калужско-Рижской линии. Потом ветка идет под Большой Черемушкинской улицей и в районе Новосевастопольского путепровода выходит в сторону станции «Крымская» Московского центрального кольца (МЦК). Там организуют вторую пересадку на новую ветку под названием «Севастопольский проспект».

В районах с плотной застройкой строятся глубокие тоннели

Новая линия метрополитена, которая должна пройти вдоль Ленинского проспекта, утверждена еще Генеральным планом Москвы от 5 мая 2010 года. Этот проект проходил публичные слушания во всех районах Москвы. Так и новый, рассматриваемый сейчас проект пройдет публичные слушания во всех районах, которые затронет новая ветка метро.

В большинстве своем станции пройдут вдоль улиц, и только на отдельных участках план предусматривает прокладывание линии под жилой застройкой. Так, станция «Улица Строителей» расположится под Ленинским проспектом, станция «Академическая» — под улицей Дмитрия Ульянова, станция «Севастопольский проспект» — вдоль внутренней стороны Московского центрального кольца, между Севастопольским проспектом и Павелецким направлением железной дороги. Так что местные жители могут не беспокоиться за сохранность своих домов.

— Для строительства перегонных тоннелей участка новой линии метро от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» планируется задействовать 6-метровые тоннелепроходческие комплексы с использованием высокоточной железобетонной обделки. Данная технология практически исключает просадки, воздействие на окружающую застройку и инженерные сети, — рассказал заместитель генерального директора по строительству объектов метрополитена АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк. — В районах с плотной общественной застройкой тоннели строятся на такой глубине, при которой влияние метро на поверхности практически не ощущается. Так, проектом предполагается, что тоннели на участке Коммунарской линии от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» будут проложены на глубине 30 метров и более — это примерно высота 12-этажного дома, что исключает воздействие метрополитена на окружающую застройку. Для примера: глубина залегания Калужско-Рижской линии от «Новых Черемушек» до «Академической» — 7–9 метров, Сокольнической линии — участок между «Юго-Западной» и «Проспектом Вернадского» — 7 метров, на «Университете» тоннель уходит на максимальную глубину в 27 метров.

Возведение станций полностью безопасно

Заместитель генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект» Рустам Черкесов рассказал, что была проведена предварительная оценка влияния строительства на здания. Проверка показала, что осадка зданий незначительная и находится в рамках допустимых значений.

— Дополнительно в период строительства всех объектов метрополитена в течение всего периода строительства ведется мониторинг зданий и коммуникаций. Для минимизации шума от строительных площадок применяются шумозащитные экраны, также наиболее шумные работы проводятся в дневные часы. На въездах и выездах на стройплощадки будут установлены станции мойки колес. При строительстве верхнего строения пути будут применены современные виброгасящие конструкции, которые позволяют исключить шум и вибрацию в период эксплуатации линии, — рассказал Черкесов.

По его словам, после окончания работ все затронутые территории благоустроят, проведут компенсационное озеленение. Плюс ко всему все проектные решения по этому объекту проходят государственную экспертизу.

Научный руководитель НИЦ Тоннельной ассоциации России Валерий Меркин подчеркнул, что строительство новых станций является полностью безопасным.

— На объектах строительства проведено разведочное бурение, различными методами изучена геологическая структура строительного пятна, определены свойства грунтов и подземных водных горизонтов, дана оценка инженерно-геологических условий. Установлено, что данный участок строительства в целом относится ко второй категории сложности (не самый сложный по инженерно-геологическим условиям), — рассказал Меркин. — Для подготовки территорий строительства проведено комиссионное обследование близлежащих зданий и сооружений. По результатам обследования предложены мероприятия по предупреждению деформаций земной поверхности строительного участка. В местах расположения над тоннельной трассой водоводов, теплосетей, канализации больших диаметров предусматривается организация наблюдений за сдвижениями земной поверхности и выполнение охранных мероприятий.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Рельсы протянут в Бирюлево

Еще одна новая линия, которая появится недалеко от Коммунарской, — Бирюлевская. Она соединит сразу несколько районов Москвы, в которых сейчас нет станций метрополитена, — Нагатинский Затон, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, поселение Рязановское. На участке в границах МКАД ориентировочно будет 8 станций, а участке за МКАД — еще девять станций.

Западное и Восточное Бирюлево уже давно расстались со славой неблагополучных районов. Сейчас это тихие и зеленые уголки Москвы со своей историей. Чего стоит один Бирюлевский дендропарк, где весной цветет сакура! Добраться до районов раньше можно было с кучей пересадок или же на электричке с Павелецкого вокзала. Теперь там появится метро. Правда, строительство начнется после 2023 года, как заявил руководитель Департамента строительства столицы Андрей Бочкарев. «Мы уже прорабатываем его детально с Москомархитектурой», — сказал он.

Дело в том, что Бирюлевской линией займутся уже после того, как будут завершены работы на Большой кольцевой линии (стройка которой сейчас в самом разгаре). «Уже сегодня, прокладывая Большую кольцевую линию, мы закладываем возможность для строительства дополнительных радиальных веток. В частности, начали возведение камеры съездов на станции «Улица Народного Ополчения» под будущую Рублево-Архангельскую линию, а на станции «Кленовый бульвар» — под Бирюлевскую», — пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Таким образом, с новой Бирюлевской линии можно будет пересесть на станцию «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии и станцию «ЗИЛ» Московского центрального кольца.

До аэропорта — в подземке

Особенно обрадуются появлению еще одной новой линии пассажиры аэропорта «Внуково» — ведь ветка придет прямо в воздушную гавань. До аэропорта продлят желтую, Калининско-Солнцевскую линию метро. Новый участок пройдет так: от тупиков за станцией «Рассказовка» вдоль Боровского шоссе, дальше линия пересекает Боровское шоссе в районе улицы Летчика Грицевца и идет с южной его стороны. Потом пересекает реку Ликова, идет вдоль Проектируемого проезда №6702 и приходит к станции аэроэкспресса и терминалу А аэропорта «Внуково».

Мэр города Сергей Собянин подчеркивает, что была выбрана самая щадящая схема прокладывания линии. «Вариантов было много, в том числе и с заходом непосредственно в поселок Внуково. Это означало реконструкцию улично-дорожной сети и парка и задевало особо охраняемую природную территорию», — рассказал Собянин. В итоге решили проложить линию вдоль трассы «Аэроэкспресса», не заходя в поселок.

На новом участке до аэропорта длиной пять километров появятся две станции метро — «Пыхтино» и «Внуково». Станция «Пыхтино» появится в районе одноименной деревни и ЖК «Солнцево-парк», а «Внуково» будет полностью интегрирована в инфраструктуру аэропорта — для удобства пассажиров и провожающих. Плюс это позволит разгрузить аэроэкспрессы, которые отъезжают от Киевского вокзала. У пассажиров будет выбор (в том числе финансовый), на чем добираться до воздушной гавани. Плюс объем перевозок пассажиров увеличится в полтора раза. Планируется, что новая станция откроется к 2022 году.

Митино и Кунцево поедут с ветерком

Новая ветка метро появится и в совсем другом направлении Москвы — на западе города. Речь идет о Рублево-Архангельской линии, которую могут начать строить уже в 2021–2022 годах. Станции расположатся на территории районов Хорошево-Мневники и Кунцево. На линии длиной 18,7 километра планируется построить семь станций — «Шелепиха», «Улица Народного Ополчения», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская». Это только рабочие названия, и они могут измениться со временем.

Рублево-Архангельская линия метро будет построена в два этапа. Сначала от станции «Строгино» в сторону области появятся четыре станции — «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское», «Ильинская». Второй участок — уже в сторону центра — вместит в себя станции «Живописная», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха». С некоторых станций можно будет сделать пересадку на метро — например, со станции «Строгино» на одноименную Арбатско-Покровской линии и со станции «Шелепиха» — тоже на одноименную Большой кольцевой линии метро.

Возможность прокладки новой линии учитывается уже сейчас. Так, при строительстве станции «Улица Народного Ополчения» специалисты предусмотрели камеры съездов для Рублево-Архангельской линии.

Все, кому довелось с западного направления Москвы уезжать на автобусе или маршрутке, знают, как необходимо там метро. «Новая линия улучшит транспортную доступность проживающих и работающих на территории районов Митино, Строгино, Хорошево-Мневники, а также обеспечит транспортное обслуживание территории застройки Рублево-Архангельского», — рассказывала ранее председатель Москомстройинвеста, ответственный секретарь ГЗК Анастасия Пятова.