Москва и немосквичи

На субботнем митинге на проспекте Сахарова, по данным столичного МВД, собралось 12 тысяч участников

Кроме того, на митинге присутствовало такое богатое разнообразие лозунгов и флагов, что было не очень понятно, за что и против чего, собственно, митинг. Не протестовали, кажется, только против погоды, которая в субботу радовала.

На субботнем митинге на проспекте Сахарова, по данным столичного МВД, собралось 12 тысяч участников

12 тысяч человек — много это или мало? Вроде немало — погода во время проведения митинга была лучше, чем за несколько дней до него, 16 июля, когда собралось всего 15 человек. Но много это или мало — 12 тысяч в абсолюте? Если перевести цифру в проценты, то получим 0,1% от населения Москвы. Видимо, повестка митинга оказалась менее интересной москвичам, чем битва тортов в парке Горького.

Организаторами митинга стала «Либертарианская партия», а его основными идеологами — сторонники оппозиционера Алексея Навального. Масштабная информационная кампания по мобилизации сторонников велась в социальных сетях всю неделю — призывы раздавались со всех возможных и доступных страниц. Расчет был на максимальное присутствие людей, но, как показывают фотоотчеты в тех же соцсетях, видимо, достаточного количества москвичей все же собрать не удалось и потому их решили «поддержать» жителями других регионов. В принципе повестка это позволяла, так как лозунги типа «В чем сила, брат?..» актуальны для всех жителей нашей большой страны. Правда, они не имеют отношения к прямому поводу — напомним, формально им является недопуск некоторого количества кандидатов, называющих себя соратниками Алексея Навального, на выборы в Московскую городскую думу. Так, по некоторым подсчетам, половина участников митинга — не москвичи, а жители других регионов или даже государств. В принципе это является логичным продолжением предыдущих «акций протеста» — после них в Интернете широко обсуждались комментарии представителя Украины, который говорил о том, что «он против того, что происходит в Москве» и «надо сделать так, как на Украине».

По мнению политолога, кандидата исторических наук и заместителя директора Института истории и политики МГПУ Владимира Шаповалова, устроенная на митинге вакханалия является формой политического давления на избирательную комиссию: «Что касается участников митинга, здесь, само собой, организаторы попытались показать максимальную численность, однако число участников не велико. Достичь серьезной мобилизации так и не удалось, даже пытаясь привлечь людей теми способами, которые были перечислены выше».

Самые активные участники и спикеры протеста — оппозиционеры со стажем, много лет подряд они митингуют на улицах, сменив за это время несколько флагов и партий. Митинг — органичная их среда, своего рода работа, что-то вроде есть такая профессия — «митинги организовывать». Но для митингов нужна массовость, а ее как раз и не удалось добиться.

В журналистике есть понятие «информационный повод». Это когда в сознании сформировалась мысль, наблюдение, концепция, которой хотелось бы поделиться, но лучше не сию минуту, а когда реальность подбросит случай, иллюстрирующий ее верность. То же самое можно сказать о публичных политиках. Они тоже используют информационные поводы для того, чтобы поделиться с согражданами наболевшим. Это нормально, это повышает их рейтинги, единственный вопрос: насколько искренне они озабочены тем стечением обстоятельств, которое используют как информационный повод? Готовы ли постоять за интересы своих избирателей в конкретной ситуации или рассматривают ее всего лишь как повод?

Простое перечисление информационных поводов показывает, что одни и те же люди — все те же сторонники и друзья Алексея Навального — принимают близко к сердцу такие разные по масштабу и тематике вопросы, как «закон Димы Яковлева», «пакет Яровой» или посягательства Роскомнадзора на Telegram. Предлогом для митинга протеста может стать пенсионная реформа, «закон Клишаса», даже, выражаясь словами Остапа Бендера, похороны микадо или юбилей Сущевской пожарной части.

И самое интересное, что по мере нарастания «протестного накала» все лозунги просто сваливаются в кучу, образуя весьма причудливое сочетание.

Некоторые заметки с митинга на проспекте Сахарова:

Девушка с плакатом «Я из Н.Новгорода, но мне не все равно!»…

Парень в казачьей папахе: «Я проживаю в Долгопрудном, подпись за выдвижение я не ставил. …Нужно сейчас сплотиться»…

Мужчина с украинским флагом: «Я за единство наших народов»…

Журналист из Чечни: «Я приехал из Чеченской Республики, общественный деятель, член Союза журналистов России, политолог, исламовед. Подпись (за выдвижение кандидата. — «МК») я, к сожалению, не ставил, но всей душой болею за тех, которые не словами, а всем нутром болеют за народ Российской Федерации. …В Армении получилось, в Грузии получилось, на Украине получилось — почему у нас не получится?..»

Пожалуй, последнее — самое интересное. Примеры Грузии и Украины — это примеры революций, сделанных по сценарию, написанному Госдепом США и им же профинансированному. И фотоотчеты с митинга рассчитаны прежде всего на западные СМИ. К сожалению, шествие прошло без задержаний и автозаков, поэтому картинки получились не очень эффектными. Но это не меняет того, что Москва, ее жители, Московская городская дума — не просто не главная цель акции, а лишь информационный повод. Кстати, лишним доказательством является тот факт, что отнюдь не все СМИ, заявившие о своем намерении прийти на митинг, были на него допущены.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру