Коммунальщики начали упорно «зарывать» народные тропы

В идеальном мире сначала смотрят, где ходят люди, а потом асфальтируют

«Куда ты, тропинка, меня завела?..» А собственно, и правда, куда? Помимо «официальных» асфальтированных дорожек, которые зачастую просто неудобны и ведут «не туда», столицу покрывает сеть народных троп. Год за годом между горожанами и службами ЖКХ идет война: одни утаптывают траву и прокладывают новые удобные дорожки, другие эти самые дорожки перекапывают и снова сажают траву. Пара таких действий — и газон выглядит отнюдь не по-столичному. «МК» разобрался в волнующем всех вопросе: по каким правилам коммунальщики укладывают пешеходные дорожки и можно ли легализовать народные тропы?

В идеальном мире сначала смотрят, где ходят люди, а потом асфальтируют
Тропинки, которые люди протаптывают для удобства, коммунальщики перекапывают культиваторами.

С приходом осени вопросы народных тропинок становятся совсем остро. Все просто: дождь, голая земля, грязь, лужи и… Вот уже приходится идти по асфальту, хотя порой это совсем неудобно. Однако в некоторых районах Москвы особо активные жители сумели добиться асфальтирования протоптанных дорожек. Например, заботливо протоптанную тропинку на Саянской улице в мае этого года закатали в асфальт. Или вот народная тропа, на газоне от дома 20 по Костромской улице и до проезжей части в Алтуфьеве, стала официальной. Всю прошлую зиму москвичи срезали по ней путь к метро. Наступила весна, изменять своим привычками они не стали и смело месили грязь, лишь бы сэкономить несколько минут. Коммунальщики дорогу перекопали и засеяли газон. Упрямые пешеходы умяли траву снова… Как комментировал ситуацию глава Алтуфьевского района Владимир Кузьменко, «мы увидели, что дорожка через газон пользуется куда большим спросом, чем прилегающие маршруты, поэтому просто заасфальтировали ее, сделав удобный проход для жителей». Повезло и жителям Останкинского района, где буквально 18 сентября заасфальтировали тропинку во дворе дома 21 по 3-й Новоостанкинской улице. Опять же по просьбам жителей. Таких примеров много, но пока что еще больше историй с не столь счастливым концом, где жители продолжают бороться с системой ЖКХ.

— Направление, в котором надо класть официальную асфальтированную дорожку, не регламентируется никаким СНИПом или ГОСТом, — разъясняет урбанист Петр Иванов. — Технические указания существуют исключительно на то, каким образом эта дорожка делается. Какие материалы класть, в какой последовательности, какой бордюр, какая ширина дорожки. А вот с точки зрения, что именно эти дорожки соединяют, это совершенно произвольное явление. В градостроительных регламентах и документах благоустройства нет даже такой категории, как тропинка. Есть тротуар, улица, пожарный проезд. А тропинки нет. Разработчики этих кодексов не заморачивались, в каком направлении правильно класть дорожки.

Как объяснил Иванов, в лучшем случае направление дорожек определяет архитектор объекта (например, жилого дома и двора), в худшем — инженер ГБУ «Жилищник». Хорошо, если кто-то из этих людей примерно понимает, как люди будут ходить до магазина и обратно. Во всех остальных случаях и появляются народные тропы. Однако юридического механизма превращения их из народных в городские нет.

— Автоматически, без лоббирования неравнодушным горожанином, или сотрудником ГБУ «Жилищник», или даже неравнодушным сотрудником управы, тропинки не асфальтируются. Например, в Тропареве-Никулине был неравнодушный префект. Его потащили на другой объект, а он увидел народную тропу, по которой активно ходили люди. Так появилась дорожка имени префекта Александрова, — шутит Петр Иванов.

Как объяснили «МК» в ГБУ «Жилищник района Зюзино» неравнодушные граждане могут оставить заявку в диспетчерскую «Жилищника», принести ее лично или же написать на электронную почту. Заявка пишется в свободной форме на имя директора. Плюсом будут подписи соседей или других активных жителей. Естественно, сразу бежать с тележкой асфальта наперевес коммунальщики не будут. Как ранее объясняли в управе Лосиноостровского района, сначала дорожку мониторят: единственный ли это удобный путь из точки А в точку Б, много ли людей там ходят. Вероятно, между заявкой и укладкой пройдет несколько циклов «вытаптывание–перекапывание».

Но пока это единственный способ добиться своего.

Существует миф, что в идеальном мире коммунальщики сначала смотрят, где ходят люди, а потом уже асфальтируют тропинки.

— Это распространенный миф, его иногда отправляют в Тибет: мол, там в горах выпадает снег, люди ходят, и по следам на горах потом укладывают дороги. А другой человек говорит: «Нет, это не в Тибете, это в Швейцарии». В общем, есть много горных регионов, которым приписывают эту историю, — пояснил Иванов. — Может, кто-то и делал так, руководствуясь этим мифом. Но в идеале продвинутые архитекторы пользуются логической системой Space syntax («синтаксис пространства»). С помощью топологического моделирования можно понять, где располагаются центральные точки — магазины, дома — а дальше кладут дорожки, которые должны вести по наиболее оптимальной траектории движения. На сегодняшний день это самый осмысленный способ проектирования тропинок.

Эта система помогает создать именно оптимальный путь. Речь не всегда идет о прямых линиях, иногда их удобнее сделать скошенными. Зато такая дорога в банк будет удобна и вам, и жильцам соседнего подъезда. Как объяснил Петр Иванов, редкие архитекторы в России действительно пользуются системой Space syntax, «но это не является мейнстримом». Увы, мы пока идем тем самым мифическим путем: где протоптали, там и асфальтируем. Так же народные тропы неистребимы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28088 от 30 сентября 2019

Заголовок в газете: Эх, путь-дорожка дворовая

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру