В Москве запретили контактные зоопарки: что происходит в оставшихся

С 1 января вступили в силу новые положения Федерального закона «Об ответственном обращении с животными»

Больше всего зоозащитники бились за закрытие контактных зоопарков. Специфика деятельности этих заведений приводила к тому, что диких зверей посетители буквально заглаживали до смерти. Раздавленные хомяки, кусачие ежики без прививок от бешенства, а также кенгуру, обезьяны, еноты и многие другие, вынужденные терпеть постоянное тисканье посетителями. Теперь физический контакт с животными в живых уголках оказался под запретом. Но соблюдают ли владельцы новые правила?

«МК» проинспектировал московские контактные зоопарки и выяснил, что происходит за их дверями после принятия нового закона. К нашему удивлению, многие «трогательные» живые уголки закрылись сами или под гнетом общественности. А оставшиеся готовы «играть» по новым правилам: «Трогать животных запрещено!» — сказали нам на пороге одного популярного контактного зоопарка в центре столицы. Правда, нарушения мы все равно обнаружили.

С 1 января вступили в силу новые положения Федерального закона «Об ответственном обращении с животными»

К животным больше не пускают: «Носуха как-то прокусила вену»

Прямого запрета на функционирование контактных зоопарков в новом законе нет. Однако если владельцы бизнеса хотят продолжить свою деятельность, им придется выполнить ряд условий (в соответствии со ст. 15 №498-ФЗ (ред. от 27.12.2019):

получить лицензию (раньше было достаточно только согласовать открытие точки с местной станцией по борьбе с болезнями животных);

запретить посетителям трогать животных и убрать из названия слово «контактный» (теперь запрещено осуществлять деятельность, основной целью которой является предоставление публике физического контакта с животными);

соорудить в вольерах укрытие, куда животное может уйти в любой момент (раньше в контактных зоопарках сознательно не ставили домики, чтобы животное там не пряталось);

переехать в отдельно стоящее здание (теперь зоопарки можно открывать только в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях).

То есть сохранить бизнес можно, но сложно. А главное — изменить концепцию с «трогательной» на просветительскую.

Первым делом решаем отправиться в контактный зоопарк на Арбате. Вот отзывы за прошлую весну: «Можно пощупать и покормить практически всех животных в данном зоопарке. Но большинство животных выглядят замученными, неухоженными и грустными. Конечно, попробуй посиди всю свою жизнь в клетке, где тебя постоянно тискают и никаких условий…»

- Изменилось ли что-то сейчас?

- При входе в невысокое здание нас встречает кассир за информационной стойкой. О том, что где-то здесь находится зоопарк, можно понять сразу же — по запаху. Этот факт всегда вызывает волну возмущения у посетителей, при том что с точки зрения природы наличие запахов как раз очень естественный момент. Да, дикие животные пахнут — и это нормально.

На кассе девушка с ходу предупреждает:

— Имейте в виду, что трогать животных нельзя! Мы больше не контактный зоопарк.

Вот и прекрасно. Зверинец находится на третьем этаже, при входе висит плакат с предупреждением, что посетитель должен надеть бахилы и вымыть руки спецраствором.

По периметру пространства находятся вольеры с животными. Сурок повернулся к публике пухлой пятой точкой, черная обезьяна устроилась на ветках, вальяжно расставив длинные ноги, сурикаты как заводные мечутся по загончику — у них, можно сказать, номер класса люкс, так как оснащен большим мансардным окном. Дикобраз-альбинос забился в угол и дремлет.

Большинство жилищ отделено от публики сеткой. На каждой — табличка «Без смотрителя зоопарка вход запрещен». Интересуюсь у одного из сотрудников, можно ли под присмотром войти внутрь. Девушка категорически отказывает:

— Теперь нет! У нас не контактный зоопарк…

В законе прописано, что у питомца обязательно должно быть укрытие, где он может спрятаться в любой момент. У парочки енотов такой домик есть, у черной обезьяны в углу также сооружен деревянный ящик. Сурикаты тоже имеют укрытие. Лисицы могут уйти вглубь вольера и спрятаться от публики.

Но вот подхожу к вольеру, где живет дикобраз-альбинос. В его жилище, кроме сена, нет абсолютно ничего, поэтому он спит на полу в углу, у всех на виду. Поилки не видно. Такая же картина и у кроликов: их пространство абсолютно пустое, спрятаться негде.

В этот момент меня кто-то легонько, но настойчиво толкает под руку. Оборачиваюсь и вижу двух безрогих козлов. Они вышли погулять, пока в загоне проводится уборка.

— Не бойтесь, это наши Сашка и Яшка, — говорит смотрительница.

— А их можно погладить?

— Да они сами не оставят вам выбора!

Козлы сами нарушают запреты и просят, чтобы их погладили.

Пообщавшись с добродушными козлами, иду к носухам. Парочка ни секунды не сидит на месте, бегая по вольеру.

— Берегите кольца! — предупреждает второй смотритель. — Наша Леля их очень любит.

Уточняю, не кусается ли она.

— Любое животное может укусить. Мне как-то носуха вену прокусила — литр крови потерял. Такое, конечно, маловероятно, но сотрудников они покусывают, — отвечает мужчина, почесывая зверька по пузу.

— А посетителей?

— Леля — нет, а вот супруг ее мог. Теперь никто к ним не заходит, кроме нас.

— Может, знаете места, где разрешат погладить это чудо?

— Нигде не погладите — закон новый приняли, запрещено.

Осторожно замечаю, что, может, это и к лучшему? Не все посетители ведут себя адекватно: многие зверей и хватают, и бросают, и чипсами кормят…

— Неадекватные те, кто принимает такие законы! — отрезает сотрудник и уходит к другому вольеру.

К слову, название «контактный зоопарк» заведение сменило. Теперь он называется просто «В мире животных». Но о «трогательном» прошлом напоминают таблички и указатели, которые не везде успели поменять. Листовка, которую мне вручили недалеко от входа, тоже приглашает посетить именно контактный зоопарк.

Впрочем, главное ведь, что происходит на практике: трогать зверей теперь нельзя, и это правильно. А если у всех животных будут домики и поилки — будет гораздо лучше. Исправляйтесь.

Несчастный дикобраз забился в угол и дремлет.

«Хотелось плакать, глядя на весь этот ужас»

Следующий зоопарк — в торговом центре в окрестностях метро «Автозаводская». Его посоветовали в одном родительском сообществе как место, где уж точно разрешают гладить зверей. Отзывы в Сети, правда, вызывают опасения.

«Убогие условия содержания животных! Бесчеловечные и жестокие! Дикобраз в клетке 1,5 на 1,5 м на бетонном полу с опилками, в таких же условиях кенгуру, альпака, коза… Хотелось плакать, глядя на этот ужас».

«К кенгуру вечером зайти не удалось, так как животное было уставшим и дралось».

«Ребенка там покусал енот!!! Ужасно агрессивные животные и зашуганные, затребовала после укуса документы на прививки животных — вообще документов никаких не предоставили. Сказали, что вы частное лицо, а мы предоставляем документы только надзорным органам».

«Я сама в первый раз в жизни гладила живую кенгуру, что уж про ребенка говорить, радости было море. Дальше есть клетки с енотами, к ним пускают только взрослых и детей старше 14 лет, и после того, как напишете расписку, что не против порчи одежды и возможных царапин».

В общем, контактировать с животными после таких отзывов расхотелось. По схеме в ТЦ я быстро нашла расположение, однако наткнулась на закрытые двери и отсутствие какой-либо вывески. Однако, без сомнений, зоопарк находится именно здесь: на стене — плакат с ребенком с курицей на руках, перед входом — объемный рисунок с дельфином, выныривающим из бассейна. Но самое главное — из-за закрытых дверей слышны птичий щебет, писки и возня. Охранник, у которого я спросила, давно ли здесь закрыто, очень удивился: «Совсем недавно работали».

Но владельцы подтвердили, что зоопарк закрылся и больше здесь работать не будет. Судьба животных сейчас под вопросом. По новому закону в торговом центре этому заведению функционировать запрещено. Любители животных сразу после Нового года забросали соцсети зоопарка комментариями с требованиями прекратить деятельность. Писали и прямые угрозы: «Если не планируете закрываться, то я к вам зайду. Сделаю фото и отправлю куда надо!»

Этот контактный зоопарк не единственный, кто принял решение закрыть двери для посетителей. Несколько месяцев назад прекратила существование сеть зоопарков «Погладь енота» — в Москве у них было три точки.

«Это было сложное решение, к которому мы были вынуждены прийти из-за сложившейся ситуации в зоосфере России. К сожалению, все хорошее рано или поздно заканчивается. Хотим поблагодарить всех, кто был с нами на протяжении этих лет, кто так же сильно, как и мы, любил наших животных, кто навещал их и узнавал, как у них дела, пусть и через социальные сети». Также руководство сообщило, что все животные уже разъехались по новым домам.

Другим заведениям пришлось закрыться со скандалом. Живой уголок в Сокольниках «прославился» после того, как его сотрудники вывели хищных зверей на поводках в толпу, чтобы завлечь посетителей. Это было не в первый раз: и до этого посетители обращали внимание на лисиц, песцов, енотов, которые помогали персоналу искать клиентов в любую погоду — и в метель, и в мороз.

Вот такие отзывы мы нашли в соцсети в группе парка «Сокольники»:

«Товарищи-выгульщики при мне подвесили хорька на поводке, и он у них висел. Просто болтался в воздухе».

«Сегодня гуляли в парке и видели, как сотрудник контактного зоопарка зазывал людей с хорьком. Хорек весь дрожал, был напуган, валяли его в луже».

И если до вступления закона в силу жалобам не уделялось должного внимания, то сразу после Нового года фотографии, где животных на поводке вывели в толпу для рекламы, вызвали волну народного гнева. Работу зоопарка приостановили для проверки. В считаные дни после этого стало известно, что парк расторгнул договор с компанией.

«Договор с организатором расторгнут, животные находятся на карантине. В ближайшие три месяца они будут перемещены из парка в другие места содержания. Дирекция парка будет следить за судьбой животных».

Некоторые зоопарки сделали ребрендинг и продолжают свою работу в торговых центрах на окраинах Москвы. Правда, их можно посчитать по пальцам одной руки, и, судя по активности зоозащитников, дальнейшее их существование под вопросом. Например, в ТЦ недалеко от метро «Речной вокзал» предприятие сменило вывеску с «контактного» на «компактный» зоопарк. По телефону сотрудники сообщили, что потрогать и покормить у них можно теперь ограниченное число питомцев. В этот список попали морские свинки, кролики, ежики, козлики, куры, гуси и мини-лошадка. То есть домашние и фермерские животные (если вынести за скобки ежика).

Мы уточнили, можно ли погладить, например, любимца публики крошку енота, — получили отказ со ссылкой на новое законодательство. Интересно, захочет ли публика платить немалые деньги, чтобы погладить козу или кролика в торговом центре?

«Сотрудница чуть ли не изо рта у рыб вырвала кусок нашего хлеба»

Проблема с контактными зоопарками помимо жестокого обращения с животными заключалась еще и в подмене понятий, что такое хорошо и что такое плохо. Владельцы, пытаясь завлечь клиентов, всячески убеждали публику, что физический контакт с дикими и домашними питомцами — это и есть та самая уникальная возможность развить в детях чувство любви к животным и подружиться с ними.

«Мы даем возможность городским детям потрогать частичку живого мира, почувствовать дыхание братьев наших меньших и понять, как мы можем быть близки и необходимы друг другу на нашей планете» — гласит анонс на сайте одного из бывших контактных зоопарков.

А так завлекает клиентов другой сайт:

«Очень важно развивать в детях с самых маленьких лет чувство любви и заботы к другим людям, окружающему миру и, в частности, к братьям нашим меньшим. Именно такое общение с животными пробуждает в детях самые позитивные эмоции и чувства — добро, любовь, заботу и радость».

Это все очень далеко от истины, ведь в реальной жизни детям надо объяснять, что с «частичкой живого мира» лучше не идти на физический контакт. Это не только не доставит зверям удовольствие, но в естественной среде обитания вызовет агрессию и попытку защититься. И уж точно у животных нет никакой необходимости в людях, которые сплошным потоком проходят через их вольеры и без конца их тискают, гладят, тычут пальцами и уговаривают съесть очередную «вкусняшку», число которых уже давно превысило дневную норму.

Разрешение общаться с животными как с игрушками пробудит в детях не добро, любовь и заботу, а чувство вседозволенности и жестокость. Ведь о том, что чувствует само животное, работающее на потребу публики, детям не рассказывают. Наоборот, им пытаются внушить, что зверям очень нравится, когда их гладят.

Когда из каждого утюга горожане слышат призыв «подружиться с дикими зверюшками», неудивительно, что огромное количество людей поддается красивой рекламе и ведет детей в очередные контактные зверинцы. Некоторые девизы компаний и даже их названия буквально программируют клиентов на определенное поведение. Например, на юге Москвы одно время функционировало заведение под названием «Трогай! Гладь! Корми!». Или зоопарк «Зверюшки как игрушки». Кстати, на контрасте потом появилось «Зверюшки НЕ игрушки».

Сурикатам теперь есть где спрятаться от посетителей.

И хотя зоозащитники пытаются объяснить, чем же плохи контактные зоопарки, сами посетители зачастую не видят в них ничего криминального. Видели бы вы, как негодуют посетители, которым по разным причинам не дали потрогать животное!

Из отзывов в Интернете:

«Не этого я ждала, или как разочароваться задорого. Вся «контактность» заключается в том, что, не беря животное на руки, можно его погладить, если оно не против, и то далеко не всех. Зайти к кенгуру и погладить нельзя. Носуху тоже не погладишь, не покормишь. Есть маленькие обезьянки — зверь кусается и сидит за решеткой. И еще одно совсем не контактное животное — альпака, она не только плюется, но и кусается, а ребенку до нее и вовсе не дотянуться. Есть тут еще сурикаты, три зверька, на них мы тоже можем только смотреть, как в телевизор. Кто же нам остается для контакта в этом контактном зоопарке?! Ну пойдем, сынок, хоть на кошек посмотрим…»

«Видели водоем с рыбами, в основном это японские карпы. С этими особо не поконтактируешь. Кто-то из посетителей кинул им маленький кусочек хлеба, так работница зоопарка кинулась прямо руками выгребать его, чуть ли не изо рта у рыб отнимать этот кусочек!»

Но закрыть контактные зоопарки — это еще полдела. Животные, которые в них «работали», по-прежнему нуждаются в заботе и питании. Насколько ответственно хозяева подойдут к этому после того, как питомцы перестанут приносить доход? И кто за этим будет следить? Многие и раньше не отличались достойным обращением — были случаи, когда больных животных из живых уголков отказывались лечить и сдавали в лечебницы на усыпление. Хочется верить, что все хвостатые и пернатые, которые освободились от «трудовой повинности», заживут спокойной жизнью в ответственных руках.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ НА КОНТАКТНЫЕ ЗООПАРКИ

В прокуратуру — на основании п.4 ст. 15 ФЗ «Об ответственном обращении с животными».

В полицию — с жалобой на незаконное предпринимательство.

В Роспотребнадзор — с жалобой на нарушение прав потребителей.

В региональные органы, ответственные за экологию.

В заявлении нужно указать название и адрес заведения, а также по возможности приложить входной билет или чек о его покупке с данными предпринимателя-нарушителя. Также стоит потребовать от власти сообщить вам о дальнейшей судьбе спасенных животных. По закону их должны направить в реабилитационные центры, однако пока их всего 18 на всю страну.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28181 от 29 января 2020

Заголовок в газете: Контактным зоопаркам дали по лапам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру