Столичный архитектурный конкурс поощрил авторов идеи уплотнения кладбищ

Их со временем предлагается превращать в рекреационные зоны

27 августа в Москве подвели итоги экспериментального архитектурного конкурса «21 идея для гибкого города», в котором приняли участие преимущественно молодые зодчие. Члены жюри — среди которых большинство составляли не стоители и чиновники, а собственно архитекторы и профессора архитектурных наук — искали среди конкурсных идей те, что в полной мере отражают концепцию гибкости, адаптируемости. Авторы идей, отмеченных премиями, предложили, среди прочего, революцию в области городских кладбищ и постапокалпитические идеи для Санкт-Петербурга.

Их со временем предлагается превращать в рекреационные зоны

Участники конкурса должны были разработать ответ на детализированное техническое задание всего за 24 часа.

- Да, условия конкурса были в своем роде минималистическими — сжатые сроки, ограниченные ресурсы, - отметил архитектор Сергей Чобан, возглавлявший конкурсную комиссию. - Но ведь именно такова природа работы архитектора. О том, что возникли новые условия, такие, как коронавирус, авторов не будут предупреждать за много лет. Решать проблему, таким образом, приходится, во-первых, быстро, а во-вторых — подручными средствами. И умение так работать — важнейшее качество архитектора. Поэтому формат конкурса мне показался нужным и интересным.

Конкурс проходил 9 июля, на него было подано 629 заявок от архитекторов и коллективов из 14 стран, в том числе Германии, Португалии, Аргентины. Российские зодчие, отметил Сергей Чобан, представляли не только столицы, но и многие регионы — то есть речь идет о тех людях, которые при нужном стечении обстоятельств могут преобразить не только Москву или Питер, но и Россию в целом.

- Мы получили массу остроумных проектов, - отмечает глава конкурсной комиссии. - Они показывают, что наше молодое поколение архитекторов — а именно они, конечно, составляют основную массу участников таких конкурсов — готово работать в новой реальности.

Первую премию получил проект, представленный питерской командой во главе с Евгением Зайцевым и Анной Кузнецовой. Их тема оказалась постапокалиптической: как сохранить город функциональным и даже уютным, если он в один ужасным момент погрузится во мрак? Авторы решили этот вопрос при помощи, во-первых, тактильных и светоотражающих элементов, помогающих увереннее перемещаться по городу при неработающем уличном освещении; во-вторых, предложили внедрить в городскую среду больше энергетически автономных элементов, наподобие модулей «фонарь — солнечная батарея». Особо подчеркивается, что этот подход вполне применим не только в ситуации блэкаута, но и в целом для сокращения избыточного потребления электроэнергии.

Второе место занял проект «модуль-парков»: они пригодятся не только и не столько в Москве (где парки уже почти на каждом перекрестке), сколько в областных центрах и других крупных региональных городах. «В каждом городе есть каменные коробки — пустующие пространства советских площадей, - отмечает директор архитектурной школы «МАРШ» Никита Токарев. - Поэтому актуальность таких типовых парковых решений, безусловно, высока». Суть проекта - «конструктор» для компактного парка, превращающий любую площадку в готовую, пусть и минимальной площади, зону отдыха.

Двух специальных премий удостоены проекты, которые выглядят диковато даже для нынешней эпохи. Концепция «Лес памяти» посвящена разрастающимся городским кладбищам — по мнению проектировщиков, это проблема. Многие кладбища оказываются на полу- и даже нелегальном положении, становятся стихийными. «Идея состоит в том, чтобы по-новому взглянуть на захоронения, эстетизировать этот процесс и добиться заодно более компактного размещения кладбищ», - отметил Никита Токарев. Заметим, что революция процесса захоронения уже несколько лет волнует передовых интеллектуалов-урбанистов: традиционный христианский тип захоронения «гробом в землю» считается в нынешнем мире слишком расточительным в смысле территории, а кремация неблагоприятна в смысле выбросов углекислого газа. В концепции «Лес памяти» предлагается отойти от традиции выделенных и огражденных участков под захоронения и сажать на могилах деревья, которые со временем становятся лесом, пригодным для рекреационных целей.

Наконец, еще один проект, называющийся «Фильтр», дает своеобразный ответ на вопрос, что делать с визуально портящими города конструкциями — от рекламы до проводов. Ответ как нельзя более прогрессивный: ненужные для красивой картинки детали можно просто закрыть при помощи очков виртуальной реальности. Заодно на этой же платформе можно «воссоздать» старую застройку той или иной территории. Вот и славно, вот и хорошо: идешь, например, по парку «Зарядье» и смотришь на кварталы, стоявшие тут до 1917 года, а можно и на гостиницу «Россия», и даже на несостоявшуюся восьмую сталинскую высотку. И главное — ничего не нужно делать в реальности. Такой город действительно получается весьма гибким — от одного смотрящего к другому он может меняться мгновенно. А главное — стимулов снять очки виртуальной реальности не будет никаких: снимешь, а тут сараи, реклама, провода. Так что уже очень скоро Изумрудный город с его зелеными очками можно будет увидеть, не выезжая из Москвы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру