Впрочем, саму инициативу архитекторов вряд ли можно считать циничной или из ряда вон выходящей. С времен начала перестройки каких только предложений по дальнейшей судьбе вождя мирового пролетариата не высказывалось.
Вплоть до того, что продать его мумию в одну их стран, где господствует коммунистический режим или какому-нибудь финансовому воротиле, которому близки и понятны идеи Ленина.
Так что, инициатива отечественных зодчих вполне себе умеренная – вынести на обсуждение общественности вопрос использования Мавзолея после того, как прах Ильича покинет место своей усыпальницы. Согласитесь: вопрос непростой и консультация с народом просто необходима. Во что можно превратить Мавзолей, чтобы он по-прежнему был местом паломничества?
Впрочем, общенародного «референдума» не получилось, «очень много негатива по этому вопросу».
Как говорится, идеи Ленина живут и побеждают.
Тема перезахоронения Ильича в нашем пост-советском обществе поднимается не первый раз. Впервые она обозначилась в 1989 году, когда несколько видных деятелей того времени сообщили, что бальзамирование и выставление напоказ своих мощей не входило в планы вождя мирового пролетариата. Что напротив, в своем завещании он просил похоронить себя на Волковском кладбище рядом с матерью.
Впрочем, как заверяют некоторые историки и биографы Ленина, никаких письменных свидетельств в архивах, подтверждающих последнюю волю Ильича, нет. Напротив, его соратники по борьбе с царизмом утверждали, что поскольку Ленин умер в молодом возрасте (53 года) и был настоящим революционером, то думал о будущем, но никак о своей смерти. И писать завещания на эту тему он бы не стал.
Полемика велась о том, что похоронен он не по христианским обычаям. Опять-таки, вопрос спорный. Стеклянный саркофаг находится ниже уровня земли, значит, земле он предан.
Приводились слова некоторых видных революционеров о том, что якобы он хотел быть кремированным. Однако при внимательном изучении воспоминаний членов правительства ленинского призыва становится ясно, что он высказывался вообще о церемонии проводов в последний путь, но не о себе конкретно.
По всему получается, что вопрос перезахоронения тела Ленина – чисто политический. Чтобы о его светлых коммунистических идеях («чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале») в России ровным счетом ничего не напоминало.
«МК» решил узнать мнение протоиерея отца Виктора (Григоренко), настоятеля Сергиевского храма из Сергиево-Посадского района.
- Вопрос о захоронении Ленина в Мавзолее по христианским традициям решен полностью и окончательно?
- Я бы не акцентировал на этом внимание. На мой взгляд, перезахоронить Ленина нужно было давно, в начале перестройки. Мы бы уже и забыли эту тему.
А так получается, что в центре Москвы напоказ выставлено тело человека. развязавшего в России братоубийственную войну, за которой последовали массовые репрессии и гонения, в том числе на Церковь.
Более того, он до сих пор является неким символом нераскаявшейся России, многие до сих пор исповедуют коммунистическую идеологию, принесшей нашему народу огромные жертвы.
- Кремация усопших соответствует христианским традициям?
- Разные бывают ситуации. Мы придерживаемся того мнения, которое сказано в священном Писании: «Земля еси – и в землю отыдеши». В России земли много, и мы сторонники захоронения праха по установленной традиции – преданию земле. Когда все участники церемонии прощания, начиная со священника, бросают горсть земли на гроб. Но, повторяю, ситуации бывают разные, в том числе и кремация.