Станцию «Воробьевы горы» и весь комплекс знаменитого Лужнецкого метромоста открыли осенью 2002 года - это была едва ли не первая в современной истории Москвы «спецоперация» по временному закрытию напряженной линии, когда метро заменялось автобусами и троллейбусами. Но те, кто думал, что вместе с метро возродят и знаменитую «ажурную» эскалаторную галерею, перевозившую пассажиров метро и просто горожан вверх и вниз по Воробьевым горам, ошиблись: остов галереи так и стоял заброшенным.
- Механизмы эскалаторов сохранялись в рабочем состоянии некоторое время после закрытия галереи, с 1983 по 1987 или 1988 годы, - рассказал «МК» сотрудник профильного проектного института Москвы. - Хотя галерея была закрыта вместе со станцией, эскалаторы запускали в профилактическом режиме во время регламентных работ, но через несколько лет наступил срок их капитального ремонта, а время открытия станции после реконструкции так и оставалось неизвестным. Более того, как раз к концу 1980-х стало ясно, что дело это очень сложное, были построены временные мосты-обходы: до этого несколько лет поезда без остановки ехали по старому метромосту. Поэтому эскалаторы галереи было решено демонтировать. Через несколько лет и бетонные сооружения пришли в негодность. В начале 1990-х охраны у галереи не было, поэтому она стала любимым местом тусовок неформалов. К началу 2000-х галерею было необходимо строить заново.
Документооборот правительства Москвы подтверждает: в 2000 году галерею было решено возрождать (одновременно со станцией, которая уже получила новое название «Воробьевы горы»), но вопрос, что называется, «завис» - и отставание от ввода самой станции стало просто неприличным, а потому в 2005 году постановление отменили «в связи со сложными условиями и высокой стоимостью реконструкции».
- Геологические условия на Воробьевых горах действительно непростые, хотя современные строительные технологии позволяют строить где угодно, - соглашается собеседник «МК» из профильного проектного института. - Из-за ошибок проектирования в 1950-х годах конструкции галереи оказались не такими прочными, какими им следовало быть, и к моменту закрытия на ней появились трещины. Так что галерею в ее изначальном виде прикончили не только вандалы и безденежье, но и подвижки грунтов.
На протяжении десятилетия, с середины 2000-х по середину 2010-х, к этим факторам, как рассказал собеседник «МК», добавились отношения собственности. Участок земли и сами руины галереи оказались в частных руках. Владелец объекта рассматривал несколько сценариев его использования. Предполагалось в том числе строительство галереи, совмещенной с торгово-развлекательным центром. Основным активом был именно участок земли на заповедных Воробьевых горах, еще и с правом на строительство линейного объекта.
- Несколько лет назад стало понятно, что владелец «не вытянет» эту историю, - отметил собеседник «МК». - Тогда и возник план подарить галерею городу - разумеется, в обмен на некоторые уступки по другим объектам, как это достаточно часто делается девелоперами в Москве. Это такое взаимовыгодное частно-государственное партнерство: строительство часто идет на частные деньги, а город гордится получившимся объектом и помогает его содержать.
Основные конструкции новой галереи можно увидеть, выйдя из южного вестибюля «Воробьевых гор» или проезжая по улице Косыгина. Согласно действующему проекту, отрисовки которого уже опубликованы, помимо эскалаторов на галерее будет зона отдыха и смотровые площадки: для этого планируется использовать плоскости кровли. Однако ответа на вопрос, будет ли свободным проезд по «лестнице-чудеснице», пока не прозвучало.