Вестибюль станции метро «Новослободская» Кольцевой линии закрыли на год

Специалисты приступили к демонтажу эскалаторов

На московской станции метро «Новослободская» пришла пора замена эскалатора, установленного в 1952 году. Экстраординарных мер вроде закрытия станции применять не пришлось - для входа и выхода можно пользоваться станцией «Менделеевская» «серой» линии. Как обычно, после замены эскалаторов отреставрируют и вестибюль, технология отработана на многих исторических станциях. Поэтому событие в целом радостное. Надо только подождать, когда обновленный вестибюль с эскалаторным ходом откроют заново.

Специалисты приступили к демонтажу эскалаторов

И все-таки немного грустно: старый подъемник, один из уже немногих сохранившихся агрегатов этого типа, отключен навсегда. Уже не дышит. Корреспондент «МК» побывал в машинном зале эскалатора «ЭМ-4» станции «Новослободская» накануне его демонтажа.

Баллюстрады, ступени еще на месте, но рабочие уже сняли гордость «позднесталинских» эскалаторов: светильники с навершиями-«коронами». Они сиротливо, но аккуратно сложены в углу, рядом с входом в машинный зал. Пассажиры, когда идут к эскалаторам на старых станциях, не замечают эти вечно закрытые двери, а за ними - как раз самое интересное. Узкая почти винтовая лестница резко уходит вниз и влево — и почти сразу под уровнем пола начинаются чудеса. Это машинное отделение - и по названию, и по сути оно похоже на недра гигантского корабля. Монументальные металлические конструкции, гигантские электродвигатели (один, на специальной платформе — стоит прямо на дороге, ни к чему не подсоединенный; написано на нем - «Резерв»). Ящик объемом в кубометр - надпись: «Чистая ветошь». Промасленных поверхностей, нуждающихся в протирке, здесь столько, что этой ветоши нужно действительно много. Сердце эскалатора - пульт управления: приборы, рубильники, как на небольшой электростанции. Эти рубильники уже не только обесточены, но и частично разобраны: больше этот эскалатор уже никто никогда не включит.

- Вестибюль станции метро «Новослободская» закрыт на глобальную реконструкцию, в ходе которой мы полностью заменим эскалаторный комплекс и отреставрируем вестибюль самой станции, - говорит прямо рядом с этим пультом, под телекамеры, замначальника Московского метрополитена Дмитрий Дощатов. - Идет первый этап работ, в ходе которого мы приступили к демонтажу эскалаторов. На станции уже организованы временные выгородки, идет монтаж подъемных устройств. После того, как эскалаторы будут демонтированы, разберут и старый фундамент, на котором они располагались, затем начнется заливка нового фундамента. После этого по регламенту проведения работ будут смонтированы новые эскалаторы. Хочу сразу отметить, что новых эскалаторов будет четыре вместо трех, что повысит пропускную способность станции примерно на 30%. Смонтированы будут самые современные эскалаторы, которые будут иметь высокую степень автоматизации. После этого мы приступим к реставрации вестибюля, в том числе будет восстановлена уникальная система освещения, смонтированная там еще в 1952 году. Кроме того, мы отремонтируем служебные помещения, приведем в порядок инженерные сети и коммуникации.

После замены эскалаторов специалисты займутся реставрацией вестибюля. Понятно почему: демонтаж конструкции, сбивка бетонного фундамента - очень пыльные операции, весь эффект от реставрации и косметических работ может пойти насмарку. «Уникальная система освещения», о которой говорит Дмитрий Дощатов, - это так называемый закарнизный свет: когда оно работает, купол красиво и мягко освещает весь объем. Такой прием очень любили в метро раньше, да и сейчас применяют достаточно часто. Закарнизный свет на «Новослободской» не работал с конца 1980-х годов.

- Авторы станции - известные архитекторы Душкин и Стрелков, - отмечает историк метро Александр Зиновьев. - Темой художественного оформления станции стал мирный труд народов СССР. Предполагалось вокруг павильона разбить озелененную красивую площадь. Наземный вестибюль предстает перед нами в виде древнегреческого Акрополя. Массивный портик поддерживают шесть каннелированных колонн, крайние из которых квадратные, а средние круглые. Над каждой колонной под карнизом прикреплены лепные розетки, а над карнизом, на аттике, располагается надпись с названием станции.

Все это сохранится - так же, как и знаменитые витражи подземного зала, ставшие главным признаком «Новослободской» и обеспечившие ей звание одной из самых красивых станций метро (наряду с «Кропоткинской» и «Маяковской» авторства того же Алексея Душкина). А вот эскалатор - нет: к технике, влияющей на безопасность, у нас принято относиться жестко и при возможности менять, а не реставрировать. Наверное, правильно - но немного жалко.

Эскалаторы «ЭМ-4» производства Перовского машиностроительного завода, подобные только что закрывшемуся, все еще работают на станциях «Арбатская» «синей» линии, «Белорусская»-кольцевая», «Комсомольская»-кольцевая», «Краснопресненская», «Спортивная» и «Университет». На этих станциях в ближайшие годы старые эскалаторы тоже исчезнут.

Закрытая "Новослободская" изнутри: в недрах эскалатора

Закрытая "Новослободская" изнутри: в недрах эскалатора

Смотрите фотогалерею по теме