«Зловоние и регулярные потопы после ливней вынуждали московские власти постепенно прятать Неглинку в подземные коллекторы с начала XIX по середину XX века, - формулируют свою идею урбанисты. - Но к 2021 году Москва научилась не давать своим рекам выходить за берега, а о дурных запахах нашего города мы знаем лишь по рассказам Владимира Гиляровского. Теперь мы можем вернуть Неглинку городу и кардинально изменить облик и функционал его исторического центра».
Это будет, во-первых, красиво, настаивают в «Городских проектах» - в центре появятся набережные с рекреационной функцией. Во-вторых, в центре станет еще меньше противных машин — ведь там, где они сейчас ездят, местами «должна быть Неглинка». В качестве примера урбанисты приводят набережные Парижа, Рима и других европейских городов, издавна существующие как городские пространства (сюда же добавим и Санкт-Петербург, да и центральные набережные самой Москвы). А вот примеров именно что откопанных городских речек (а откопать Неглинку — это примерно как извлечь из-под земли Гранж-Бательер, парижскую речку, текущую рядом с Гранд-Опера) в заявке нет.
- Предложенный проект восстановления Неглинки получил определенный отклик и, безусловно, заслуживает внимания, - сообщили «МК» в пресс-службе НиИПИ Генплана Москвы. - Но, по оценкам специалистов Института, при его реализации придется столкнуться с трудностями, которые в данный момент не учтены авторами решения.
Как отметили в институте, для того, чтобы открыть русло реки Неглинной, проходящей под частной территорией, потребуется выкуп большого объема земельных участков. Кроме того, учитывая объем застройки и объектов улично-дорожной сети, расположенных в водосборном бассейне реки Неглинной, вместе с открытием ее русла потребуется прокладка дублирующего водосточного коллектора диаметром не менее 2500 мм для транспортировки загрязненного поверхностного стока.
- Эстетическая привлекательность «открытой воды» также не достается даром, - подчеркнули в НииПИ Генплана. - Вода на участках открытого русла должна быть чистой, а соответственно, в начале открытого участка реки потребуется строительство очистных сооружений поверхностного стока. Учитывая размеры водосборного бассейна р. Неглинной, весь загрязненный сток с которого поступает в речной коллектор, эти очистные сооружения будут значительны по площади. Реализация таких очистных сооружений в условиях плотной сложившейся застройки центра города Москвы просто не представляется возможной. В случае фрагментарного открытия русла потребуется соответствующее количество более мелких очистных сооружений, которые также будет нужно где-то размещать.
- Предложение по поводу Неглинки малореалистичное, - добавил сотрудник одного из ведущих проектных институтов Москвы, курирующий освоение подземного пространства. - Всерьез обсуждать этот проект трудно, поскольку даже идея «проявить» исторический Кузнецкий мост в ходе реконструкции одноименной улицы несколько лет назад оказалась слишком дорогой в реализации. Здесь же предлагается провести гигантские земляные работы на территории исторического центра, подвергнуть угрозе как подземные сооружения, так и историческую застройку — и все это ради того, чтобы проложить искусственное русло реки (потому что естественного давным-давно не существует)?
- Не слишком себе представляю, как это можно было бы сделать в центре города, русло Неглинки сейчас пролегает достаточно глубоко, - рассказал «МК» Сергей Лубоцкий, в 1990-х годах разрабатывавший и реализовывавший проект строительства станции «Трубная» и вестибюля на Трубной площади. - Тем не менее, кое-что сделать в принципе возможно: в непосредственной близости от вестибюля «Трубной» проходит старый коллектор Неглинки, сейчас выведенный из эксплуатации. Это тот самый коллектор, в который спускался Владимир Гиляровский. Его можно было бы раскрыть для осмотра и даже экскурсий, мы предлагали это сделать, но тогда у города не хватило денег.