Метро пришло в Хорошево-Мневники

Сергей Собянин: «Большая кольцевая линия полностью замкнется через полтора-два года»

Московское метро не только очень красивое, но и самое крупное в Европе по пассажиропотоку. За последнее десятилетие его схема выросла почти в два раза. Прибавилось 310 километров линий и 150 станций, в том числе на Московском центральном кольце и Московских центральных диаметрах. На днях для пассажиров распахнули двери еще две станции — «Мневники» и «Народное ополчение», обе располагаются на Большой кольцевой линии метро.

Сергей Собянин: «Большая кольцевая линия полностью замкнется через полтора-два года»

Станции строили с 2018 года. Количество рабочих в пиковые моменты достигало двух с половиной тысяч. Лавочки и урны перед входами уже появились. Как только потеплеет, озеленители посадят у станций клены, липы, кустарники и клумбы с цветами.

Тоннели между новыми станциями проложены под каналом имени Москвы и рядом с эстакадой на пересечении Краснопресненского проспекта с улицей Народного Ополчения. Строительство велось в условиях сложнейшей гидрогеологии. Специалисты использовали весь арсенал современной инженерии: цементирование основания станции, методы глубокой заморозки, химическое закрепление грунтов.

— Район Хорошево-Мневники впервые получил метро. Удобный скоростной транспорт стал ближе для 175 тысяч горожан, — сказал на церемонии открытия мэр Москвы Сергей Собянин и символически закрасил на схеме метро участок длиной 4,6 км от «Хорошевской» до «Мневников». — В составе Большой кольцевой линии теперь 12 станций. Осталось построить еще 19. Я уверен, что с задачей мы справимся. В этом году закончим проходку тоннелей, откроем еще несколько станций. А через 1,5–2 года полностью замкнем Большое кольцо.

Станция «Мневники» выглядит футуристично.

Станция «Народное ополчение»

Располагается у пересечения проспекта Маршала Жукова с улицей Демьяна Бедного, недалеко от Живописного моста. Название для нее выбрали сами москвичи, проголосовав на портале «Активный гражданин».

В ходе строительства станция именовалась «Карамышевской» — в честь поселка, который когда-то располагался на этой территории. Обычно специалисты нечасто отказываются от первоначальных, так называемых «рабочих» названий, но не в этот раз. Недалеко от станции расположен памятник «Ополченцы» (установлен в 1974 году), и у властей появилась идея продолжить историческую тему в оформлении вестибюлей и платформы.

Москвичи инициативу поддержали. За вариант «Карамышевская» отдали голоса 40 590 человек (36%). 10 222 горожанина (9%) сочли, что такого рода вопросы должны решать специалисты. Большинство же — 62 148 человек (55%) — высказалось за «Народное ополчение».

Значение названия подчеркивает строгая отделка. Пол выложен гранитными плитами темно-серого цвета, которые контрастируют со стенами, облицованными алюминиевыми панелями. Колонны из нержавеющей стали органично выделяются на фоне матовых панелей.

Вестибюли и путевые стены украшают тематические панно с портретами защитников города. Мастера нанесли рисунки на панели с помощью ультрафиолетовой печати (под воздействием излучения специальные стойкие чернила застывают и образуют пленку на материале; изображения долговечны и не подвержены воздействию агрессивных веществ).

Руководитель строительства станции Иван Марков рассказал, что ее облик связан, в первую очередь, с ролью ополчения 1941 года: «Тогда весь народ поднялся на защиту Москвы. И конечно, облик станции неразрывной нитью связан и с ополчением 1812 и 1612 годов. Темный гранит и светлый холодный металл символизируют борьбу и победу нашего народа над захватчиками».

На стенах подземных переходов, соединяющих улицу с вестибюлями, висят фотографии, сделанные во время строительства. Пройдя через «рамки» и турникет, пассажиры попадают к лифтам и эскалаторам, ведущим на платформу.

— Это станция мелкого заложения, с двумя подземными вестибюлями, — говорит заместитель гендиректора компании-подрядчика Владимир Кулаков. — В вестибюле, который предназначен только для входа и выхода пассажиров, три эскалатора. А в другом вестибюле — четыре, здесь появится пересадка на перспективную Рублево-Архангельскую линию метро. Основной задел по сооружению пересадочного узла уже есть.

Станция «Мневники»

Находится в северной части Мневниковской поймы. Сейчас здесь пустынно, но уже в ближайшие годы территория преобразится. По выражению Сергея Собянина, станция «Мневники» — это ворота в Мневниковскую пойму, где появится новый комфортный городской район.

На огромном пространстве построят дома, предназначенные для переселения по программе реновации, жилые кварталы с высокими башнями, создадут транспортно-пересадочный узел с общественно-деловыми и социальными объектами. Впрочем, рядом со станцией уже есть новые дороги и остановки общественного транспорта. На автобусе можно доехать, в частности, до станций метро «Крылатское», «Петровско-Разумовская» и до улицы Народного Ополчения, 3.

Что касается самой станции, выглядит она чрезвычайно футуристично и снаружи, и изнутри. Попасть в вестибюли можно по лестнице или на лифте прямо с улицы. Из вестибюлей на платформу ведут эскалаторы. В отличие от строгого оформления «Народного ополчения», станция «Мневники» благодаря цветовому контрасту по-хорошему агрессивна. Кажется, что именно так должны выглядеть сооружения будущего.

Массивная красно-белая колоннада похожа на портал, ведущий в другой мир, а светильники напоминают хвосты комет. В облицовке стен и потолков применены материалы, имитирующие бетонные поверхности разных оттенков серого цвета. Пол имеет однородное покрытие из светло-серого гранита.

В числе необычных архитектурных решений — некоторое повышение высоты главного вестибюля и формирование атриума с естественным освещением. Такие приемы, как утверждают урбанисты, были характерны для ранних станций метро.

Побеждаем пробки

С открытием станций на западном радиусе Большого кольца организовано так называемое вилочное движение (подобная схема действует на Филевской линии). Отправляясь со станции «Савеловская», поезда следуют до «Хорошевской», а затем или до «Делового центра», или до «Мневников».

Интервал движения в час пик на участке между «Савеловской» и «Хорошевской» сократился на 15 секунд — до двух с половиной минут. Соответственно, от «Хорошевской» интервал движения как до «Мневников», так и до «Делового центра» составляет около 5 минут.

Удобные пересадки на Таганско-Краснопресненскую, Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую линии позволят москвичам экономить в пути 30–40 минут. «Народное ополчение» и «Мневники» значительно разгрузят Арбатско-Покровскую и Филевскую линии. Равномернее распределится людской поток на станциях самой загруженной ветки московского метро, фиолетовой. По расчетам количество народу на «Полежаевской» снизится на 26%, на «Октябрьском поле» — на 20%, на «Щукинской» — на 11%. Ожидается снижение количества пассажиров и на станции «Хорошево» Московского центрального кольца — на 24%.

Улучшится ситуация и с дорожными пробками на западе и северо-западе Москвы. С вводом новых станций жители района меньше пользуются наземным транспортом, и общественным, и личным. А значит, снизится нагрузка на проспект Маршала Жукова, улицы Народного Ополчения и Нижние Мневники, Звенигородское шоссе, Кутузовский проспект (на 4–11%).

Предполагается, что на первых порах поток пассажиров на открывшихся станциях составит 42–43 тысячи, а в перспективе достигнет 95–96 тысяч человек.

СПРАВКА "МК"

Большая кольцевая линия Московского метро признана крупнейшим в мире проектом в области метростроения. Длина контура 70 километров; количество станций — 31; обслуживанием поездов занимаются три электродепо. Для сравнения: протяженность существующей Кольцевой линии метро 19,4 км, с 12 станциями.

Большое кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Пассажиры смогут пересаживаться на 20 станций 11 других линий метро, 4 станции Московского центрального кольца, 6 станций Московских центральных диаметров Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск; 11 пересадок на линии железной дороги.

Первые идеи строительства Большой кольцевой линии инженеры высказывали в далеком 1985 году. Однако строительство началось лишь с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28511 от 5 апреля 2021

Заголовок в газете: Метро пришло в Хорошево-Мневники

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру