Станции строили с 2018 года. Количество рабочих в пиковые моменты достигало двух с половиной тысяч. Лавочки и урны перед входами уже появились. Как только потеплеет, озеленители посадят у станций клены, липы, кустарники и клумбы с цветами.
Тоннели между новыми станциями проложены под каналом имени Москвы и рядом с эстакадой на пересечении Краснопресненского проспекта с улицей Народного Ополчения. Строительство велось в условиях сложнейшей гидрогеологии. Специалисты использовали весь арсенал современной инженерии: цементирование основания станции, методы глубокой заморозки, химическое закрепление грунтов.
— Район Хорошево-Мневники впервые получил метро. Удобный скоростной транспорт стал ближе для 175 тысяч горожан, — сказал на церемонии открытия мэр Москвы Сергей Собянин и символически закрасил на схеме метро участок длиной 4,6 км от «Хорошевской» до «Мневников». — В составе Большой кольцевой линии теперь 12 станций. Осталось построить еще 19. Я уверен, что с задачей мы справимся. В этом году закончим проходку тоннелей, откроем еще несколько станций. А через 1,5–2 года полностью замкнем Большое кольцо.
Станция «Народное ополчение»
Располагается у пересечения проспекта Маршала Жукова с улицей Демьяна Бедного, недалеко от Живописного моста. Название для нее выбрали сами москвичи, проголосовав на портале «Активный гражданин».
В ходе строительства станция именовалась «Карамышевской» — в честь поселка, который когда-то располагался на этой территории. Обычно специалисты нечасто отказываются от первоначальных, так называемых «рабочих» названий, но не в этот раз. Недалеко от станции расположен памятник «Ополченцы» (установлен в 1974 году), и у властей появилась идея продолжить историческую тему в оформлении вестибюлей и платформы.
Москвичи инициативу поддержали. За вариант «Карамышевская» отдали голоса 40 590 человек (36%). 10 222 горожанина (9%) сочли, что такого рода вопросы должны решать специалисты. Большинство же — 62 148 человек (55%) — высказалось за «Народное ополчение».
Значение названия подчеркивает строгая отделка. Пол выложен гранитными плитами темно-серого цвета, которые контрастируют со стенами, облицованными алюминиевыми панелями. Колонны из нержавеющей стали органично выделяются на фоне матовых панелей.
Вестибюли и путевые стены украшают тематические панно с портретами защитников города. Мастера нанесли рисунки на панели с помощью ультрафиолетовой печати (под воздействием излучения специальные стойкие чернила застывают и образуют пленку на материале; изображения долговечны и не подвержены воздействию агрессивных веществ).
Руководитель строительства станции Иван Марков рассказал, что ее облик связан, в первую очередь, с ролью ополчения 1941 года: «Тогда весь народ поднялся на защиту Москвы. И конечно, облик станции неразрывной нитью связан и с ополчением 1812 и 1612 годов. Темный гранит и светлый холодный металл символизируют борьбу и победу нашего народа над захватчиками».
На стенах подземных переходов, соединяющих улицу с вестибюлями, висят фотографии, сделанные во время строительства. Пройдя через «рамки» и турникет, пассажиры попадают к лифтам и эскалаторам, ведущим на платформу.
— Это станция мелкого заложения, с двумя подземными вестибюлями, — говорит заместитель гендиректора компании-подрядчика Владимир Кулаков. — В вестибюле, который предназначен только для входа и выхода пассажиров, три эскалатора. А в другом вестибюле — четыре, здесь появится пересадка на перспективную Рублево-Архангельскую линию метро. Основной задел по сооружению пересадочного узла уже есть.
Станция «Мневники»
Находится в северной части Мневниковской поймы. Сейчас здесь пустынно, но уже в ближайшие годы территория преобразится. По выражению Сергея Собянина, станция «Мневники» — это ворота в Мневниковскую пойму, где появится новый комфортный городской район.
На огромном пространстве построят дома, предназначенные для переселения по программе реновации, жилые кварталы с высокими башнями, создадут транспортно-пересадочный узел с общественно-деловыми и социальными объектами. Впрочем, рядом со станцией уже есть новые дороги и остановки общественного транспорта. На автобусе можно доехать, в частности, до станций метро «Крылатское», «Петровско-Разумовская» и до улицы Народного Ополчения, 3.
Что касается самой станции, выглядит она чрезвычайно футуристично и снаружи, и изнутри. Попасть в вестибюли можно по лестнице или на лифте прямо с улицы. Из вестибюлей на платформу ведут эскалаторы. В отличие от строгого оформления «Народного ополчения», станция «Мневники» благодаря цветовому контрасту по-хорошему агрессивна. Кажется, что именно так должны выглядеть сооружения будущего.
Массивная красно-белая колоннада похожа на портал, ведущий в другой мир, а светильники напоминают хвосты комет. В облицовке стен и потолков применены материалы, имитирующие бетонные поверхности разных оттенков серого цвета. Пол имеет однородное покрытие из светло-серого гранита.
В числе необычных архитектурных решений — некоторое повышение высоты главного вестибюля и формирование атриума с естественным освещением. Такие приемы, как утверждают урбанисты, были характерны для ранних станций метро.
Побеждаем пробки
С открытием станций на западном радиусе Большого кольца организовано так называемое вилочное движение (подобная схема действует на Филевской линии). Отправляясь со станции «Савеловская», поезда следуют до «Хорошевской», а затем или до «Делового центра», или до «Мневников».
Интервал движения в час пик на участке между «Савеловской» и «Хорошевской» сократился на 15 секунд — до двух с половиной минут. Соответственно, от «Хорошевской» интервал движения как до «Мневников», так и до «Делового центра» составляет около 5 минут.
Удобные пересадки на Таганско-Краснопресненскую, Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую линии позволят москвичам экономить в пути 30–40 минут. «Народное ополчение» и «Мневники» значительно разгрузят Арбатско-Покровскую и Филевскую линии. Равномернее распределится людской поток на станциях самой загруженной ветки московского метро, фиолетовой. По расчетам количество народу на «Полежаевской» снизится на 26%, на «Октябрьском поле» — на 20%, на «Щукинской» — на 11%. Ожидается снижение количества пассажиров и на станции «Хорошево» Московского центрального кольца — на 24%.
Улучшится ситуация и с дорожными пробками на западе и северо-западе Москвы. С вводом новых станций жители района меньше пользуются наземным транспортом, и общественным, и личным. А значит, снизится нагрузка на проспект Маршала Жукова, улицы Народного Ополчения и Нижние Мневники, Звенигородское шоссе, Кутузовский проспект (на 4–11%).
Предполагается, что на первых порах поток пассажиров на открывшихся станциях составит 42–43 тысячи, а в перспективе достигнет 95–96 тысяч человек.
СПРАВКА "МК"
Большая кольцевая линия Московского метро признана крупнейшим в мире проектом в области метростроения. Длина контура 70 километров; количество станций — 31; обслуживанием поездов занимаются три электродепо. Для сравнения: протяженность существующей Кольцевой линии метро 19,4 км, с 12 станциями.
Большое кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Пассажиры смогут пересаживаться на 20 станций 11 других линий метро, 4 станции Московского центрального кольца, 6 станций Московских центральных диаметров Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск; 11 пересадок на линии железной дороги.
Первые идеи строительства Большой кольцевой линии инженеры высказывали в далеком 1985 году. Однако строительство началось лишь с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина.