Путин поручил открыть доступ к дому фаворитки Петра Первого

Работы должны быть выполнены к 350-летию со дня рождения российского императора

В июне москвичи должны увидеть старинный дом-"невидимку" на Бауманке (Старокирочный переулок, 6). Двухэтажные каменные палаты постройки конца 17-го века, в котором жили любовница Петра Первого Анна Монс, а затем придворные врачи из Голландии, долгое время были скрыты от людских глаз. Несколько последних поколений москвичей даже не подозревают о существовании уникального памятника истории и архитектуры.

Работы должны быть выполнены к 350-летию со дня рождения российского императора

Впрочем, от архитектуры мало что осталось. "В 1986 году дом был застроен по линии Старокирочного переулка безликим бетонным производственным корпусом, после чего оказался на закрытой и недоступной территории. Он находился в бесхозном состоянии, долгое время принадлежал структурам «Роскосмоса», которые его никак не использовали. Все это время мы выступали за возвращение здания городу. Слава богу, дом стоял под крышей, с отоплением, поэтому разрушения и обрушения были только частичными", - рассказал "МК" координатор «Архнадзора» Константин Михайлов.

Градозащитники боролись за дом 35 лет - и достигли результата. На днях Путин поручил правительству Москвы обеспечить визуальный и физический доступ к зданию.

В чем уникальность дома? Это единственное сохранившееся здание петровской эпохи на территории Немецкой слободы. Обычно оно именуется «домом Анны Монс» - фаворитки Петра Первого с 1691 по 1704 годы, для которой и были построены палаты. Однако после разрыва с любовницей царь конфисковал дом в казну. С 1706 года здесь поселились придворные врачи Петра Вандергульсты. Как сказано в документах того времени, они исполняли обязанности голландских резидентов, посланников. Доподлинно известно, что Петр Первый неоднократно бывал в доме, устраивал приемы, общался с жителями слободы...

- Дом заслуживает лучшей участи. Его возвращение в город станет хорошим подарком к 350-летию Петра Первого, которое отмечается 9 июня 2022 года, - уверен Константин Михайлов. - Территорию нельзя застраивать. Люди должны видеть дом - доступ к культурным ценностям нам обеспечивает Конституция.

- Вы имеете в виду, что в доме должен быть музей?

- Нет, я не это имею в виду. Что с этим домом собирается делать собственник, я не знаю. (В июле 2020 года дом площадью 1,17 тыс. кв. м перешел в частную собственность - его за 39,7 млн рублей купил с молотка Виктор Казанин.) Мы выступаем за то, чтобы дом хотя бы был виден (поэтому президент говорит о визуальном доступе) и доступен для осмотра, чтобы к нему можно было подойти, чтобы он не попал снова в каменную клетку. Для этого надо изменить проект реконструкции МГТУ, который затрагивает это место. В ближайшее время мы направим письмо в Совет по развитию гражданского общества и правам человека - нужен механизм реализации поручения президента с участием общественности и местных жителей, которые весьма активно выступают на стороне градозащитников.

Кстати, в городе есть и другие дома, отгороженные заборами от глаз москвичей и гостей столицы. В советское время они, как правило, находились на режимных объектах, закрытых территориях. К таким домам-призракам относятся, например, палаты Хованских на Лубянке, которые никто не видел с 1970-х годов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру