«Лето в Москве» согрело экономику столицы

Сезонные фестивали делают город еще привлекательнее

В мэрии столицы подвели предварительные итоги завершающегося фестивального проекта «Лето в Москве». С каждым годом летняя программа в городе становится все насыщеннее, а ее мероприятия популярнее. Сейчас стали очевидными и растущие экономические показатели: «Лето в Москве» не только повышает туристическую привлекательность столицы, но и дает возможность для значительного ускорения роста московского бизнеса, а также благотворительных проектов. Фестивали, таким образом, прибыльный городской проект.  

Сезонные фестивали делают город еще привлекательнее

тестовый баннер под заглавное изображение

За последнее десятилетие московские фестивали, развернувшиеся в полную силу с середины 2010-х годов, стали визитной карточкой Москвы. И туристы, и, конечно, сами москвичи уже привыкли, что каждые выходные, да и многие будние дни, городская афиша гарантированно наполнена яркими событиями во множестве районов столицы. Причем большинство из них бесплатны для посетителей.

Несмотря на то что вложения Москвы в сезонные проекты, в том числе «Лето в Москве», значительны, московские фестивали не только формируют образ города, что является важнейшей задачей, но и несут экономический смысл. Об этом в своем блоге, подводя итоги летних месяцев, рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.

«Проект «Лето в Москве» больше трех месяцев проходил на улицах и в парках нашего города, — отметил градоначальник. — Свыше 400 площадок, 86 тысяч культурных, спортивных и развлекательных событий, 51,9 млн участников. Таким образом, проект стал крупнейшим сезонным событием в России. Москвичи приняли активное участие в мероприятиях проекта. По сравнению с прошлым годом посещаемость многих городских площадок выросла на 10–20%. В некоторых случаях в 1,5 раза, например на «Зеленом маркете» на Болотной площади».

Когда-то — еще не так давно! — уличный сезонный фестиваль в Москве был экзотикой. Сейчас они стали обычным делом, но посетителей, как видим, становится только больше. Причем свыше половины гостей «Лета в Москве» — жители города; но значительную часть аудитории фестивалей составляют и гости столицы (из Подмосковья, других регионов и стран). А это означает, что людям интересно уже не «посмотреть на небывальщину» — спросом пользуется само содержание сезонного проекта.

Не просто развлечение

Чаще всего на мероприятия «Лета в Москве» приходили в этом году москвичи в возрасте от 25 до 44 лет. Согласно результатам опросов, их интересовал не только досуг, но и социализация (знакомства по интересам, времяпрепровождение с друзьями и родными), а также творческое и интеллектуальное развитие.

Это практически полностью совпадает с тем, как видят и развивают «Лето в Москве» организаторы проекта. Вот уже несколько лет их цель — построить масштабную платформу, роль которой далеко не только в развлечении. Своего рода офлайновую экосистему, в которой людям было бы уютно находиться все лето — просвещаясь, знакомясь с новыми людьми и проводя незабываемое время с друзьями; наконец, просто получая удовольствие.

Те самые долгие летние вечера, когда после работы можно позволить себе неспешные прогулки по городу; и выходные, превращающие Москву, если повезет, в настоящий курорт...

То, что «Лето в Москве» стало флагманским проектом по укреплению связей между горожанами, закономерно — он смог увлечь и объединить москвичей всех возрастов и социальных групп.

Афиша «Лета в Москве» пестра, как сама столица. От кулинарных и детских мастер-классов до показов авторского кино, мультипликации и живописи; от выступлений исторических реконструкторов до фестивалей ревущих моторов — определить тематику сезонного проекта, пожалуй, возможно лишь в самом общем смысле. Например, «как я счастливо проведу это лето». Остальное — дело вкуса.

Соавторы лета

Хотя «Лето в Москве», как и другие фестивальные проекты «Московских сезонов», организуется правительством Москвы, мэрия далеко не единственный «автор» летней городской программы. В этом году полноправным партнером проекта выступил столичный бизнес, который организовал собственные мероприятия «Лета в Москве». На предложение города откликнулось более 1900 различных компаний — это на 73% больше, чем годом ранее.

Бизнес принял активное участие в летнем оформлении города: на многих площадях и бульварах можно с начала лета увидеть настоящие произведения садово-паркового искусства и цветоводства. Также результатом сотрудничества города и бизнеса стали сотни мероприятий в программе «Лета в Москве».

Механизм этого взаимного интереса понятен: городу интересно расширение и усиление фестивальной афиши, тогда как предприниматели получают в свое распоряжение многомиллионную аудиторию, состоящую не только из москвичей. Кроме того, не приходится забывать и о макроэкономическом эффекте: «Лето в Москве», как доказывает аналитика, стимулирует рост малого и среднего предпринимательства, усиливает внутренние и внешние туристические потоки, укрепляет внешнеэкономические связи столицы.

Самая «заметная» с этой точки зрения сфера городской экономики — кафе и рестораны. В июне и июле этого года общепит Москвы дал выручку в 159 млрд рублей — это почти на четверть больше, чем годом ранее. Самих кафе и ресторанов в городе за первое полугодие стало на 655 штук больше. Летних веранд впервые в московской истории стало более пяти тысяч!

Другие сферы также показывают «фестивальный» рост: речь идет о спорте, кино, театрах, других культурных заведениях и мероприятиях. В абсолютных цифрах здесь также идет счет на миллиарды рублей — например, спорт в июне-июле вырос до 21,5 млрд рублей. Речь идет о росте показателей как минимум на 20% и более к показателям 2024 года.

«Лето в Москве» дало новый импульс программе поддержки столичных производителей. Недаром одним из лидеров по посещаемости стал «Зеленый маркет» на Болотной площади. Около 700 московских брендов получили от участия в фестивале не только выручку, но и рекламу, а также смогли расширить свою клиентскую базу, учитывая обилие туристов не только в московском, но и в общероссийском масштабе.

Найти себя и напитаться искусством

Человек идет на фестиваль — почему и зачем? Иногда просто потому, что проходит мимо, но чаще всего у него есть определенная цель. И эта-то цель должна быть угадана заранее организаторами программы. Секрет популярности «Лета в Москве» — в умении организаторов предвосхищать ожидания горожан, точно определять запросы: через анализ данных, опросы на городских цифровых платформах и открытый диалог с жителями. Именно поэтому программа фестиваля оказывается созвучной желаниям самых разных людей — от семей с детьми до молодежи и старшего поколения.

Так, в последние годы стало очевидно, что один из ключевых запросов для москвичей всех возрастов — саморазвитие и карьерное развитие в широком смысле этого слова. Как развить свои таланты, превратить призвание в работу, пополнить профессиональные компетенции. Результат — афиша «Лета в Москве» содержит многочисленные лекции, курсы, образовательные марафоны.  

Более того, вокруг тех или иных практик саморазвития начали формироваться сообщества — так вполне прикладные занятия стали точками соприкосновения для тысяч и тысяч людей всех возрастов. Своего рода общим миром, комфортной и плодотворной средой обитания.

Впрочем, такую среду замечательно формирует и искусство: общеизвестно, что выставки и концерты, спектакли и обсуждения книг — это самое надежное средство для создания ощущения общности. Именно поэтому такого рода мероприятия составляют значительную часть афиши «Лета в Москве», благо погода в этом году достаточно благоприятствовала представлениям и концертам под открытым небом.

На дворе лето, а значит, дети не в школе — это располагает к тому, чтобы фестивальная программа стала по-настоящему семейной. Укреплять связи между поколениями — еще одна программная цель проекта. А это и папа с сыном, ранним утром с рюкзачком и бутербродами «сбежавшие» смотреть, как крутят дрифт боевые болиды и тренируются картингисты; и вся семья в сборе, пошедшая на мультфестиваль в парке; и бабушка, участвующая в веломарафоне вместе с внуками.

Быть добру!

Мы лишь тогда становимся по-настоящему людьми, когда начинаем заботиться не только о себе и обращаем внимание на нужды тех, кто рядом. Москва — человечный в этом смысле город; поэтому в проекте «Лето в Москве» не могло не быть многочисленных благотворительных акций. В этом году речь идет о помощи бойцам СВО, детям из новых регионов, ребятам в трудных жизненных ситуациях.

Форматов оказания помощи в Москве существует много. Так, в «Домиках добра» на площадках проекта волонтеры собирают гуманитарную помощь от горожан. В ходе благотворительного фестиваля «Город неравнодушных» действовала большая ярмарка с товарами некоммерческих организаций столицы. Так, в рамках «Лета в Москве» состоялись мероприятия на территории новых и приграничных регионов. Здесь для семей участников и ветеранов СВО было множество культурных и творческих занятий и комфортная, поддерживающая атмосфера именно семейного формата.

Нынешний год, центральной темой которого стало 80-летие Великой Победы, не мог не повлиять на программу «Лета в Москве». Составными частями проекта стали множество патриотических концертов и акций, в том числе «Линия памяти» в парке искусств «Музеон», а также «Вахта памяти. Вечный огонь» в Александровском саду. Москвичи объединились, чтобы отдать дань памяти героям прошлого и настоящего.

Фестивали, которые дебютировали в Москве в середине 2010-х годов как способ попасть в атмосферу других стран и эпох, прошли за минувшее десятилетие достаточно большой путь эволюции. Чтобы стать более полезными, приятными для посетителей... и намного более московскими по духу.

Нынешнее «Лето в Москве», которое объединило сразу множество отдельных фестивалей и праздников, — это три с половиной месяца новых знаний и впечатлений, просветительских и спортивных событий, знакомств и проведенного вместе под ласковым столичным небом времени. Добавим к этому доказанную экономическую эффективность проекта — «Лето в Москве» оказалось хорошим средством для развития городской экономики — и поймем: модель сезонных проектов стала одним из самых интересных столичных ноу-хау, достойных осмысления и в других городах страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29602 от 9 сентября 2025

Заголовок в газете: «Лето в Москве» согрело экономику столицы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру