Как наживались на покойниках в подмосковном морге

С мертвых взятки гладки

Есть ли жизнь после смерти, сегодня с уверенностью сказать не может никто. А вот в том, есть ли «там» коррупция, можете не сомневаться, — куда же без нее, родимой.

30 апреля у москвича Николая Морозова умерла мама, 84-летняя Евдокия Ивановна. Хоронить ее он отправился в родной город усопшей — подмосковный Дедовск. Однако ритуальные хлопоты обернулись для Николая знакомством с подпольной коррупционной схемой, существующей в местном морге уже многие годы и ежемесячно приносящей своим участникам миллионы рублей. Подробности о «бизнесе на костях» выяснял корреспондент «МК».

С мертвых взятки гладки
Николай Морозов на могиле матери. Он не ожидал, что его обвинят в похищении трупа из морга. Фото: Денис Трудников.

Мертвецы как статья дохода

На весь 30-тысячный Дедовск, расположенный в Истринском районе Подмосковья, приходится всего одна городская больница — и от пациентов там всегда нет отбоя. При больнице работает и единственный в городе морг; по словам сотрудников медучреждения, из него ежедневно забирают от 3–4 до 10 трупов. Именно сюда доставили тело Евдокии Морозовой (она была ветераном труда, уважаемой в городе женщиной); сюда же 2 мая приехал и Николай.

— Я приехал выяснить, что нужно сделать, чтобы забрать маму, — рассказывает Морозов. — Санитар, мой тезка, сказал: мол, везите одежду и 10 тысяч рублей. Это цена за то, что тело мамы помоют, оденут, уложат и выдадут. На вопрос, кому их платить, сотрудник морга сказал прямо: ему на руки. Причем предупредил сразу: чека не будет, такой уж у них внутренний распорядок. Я спросил, как мне с ним ознакомиться, на что санитар ответил: никак, он у нас нигде не прописан. Мне это все показалось очень странным, но говорить ничего работнику морга я не стал — на всякий случай оставил свой контактный телефон и уехал.

Утром 5 мая Николай Морозов вместе с родственниками снова приехал в дедовский морг — на этот раз для того, чтобы забрать тело мамы и отвезти его на кладбище. Санитар снова завел речь про деньги: мол, пора оплачивать ритуальные услуги. Морозов ответил, что платить готов — но лишь в том случае, если работники морга выдадут ему чек или квитанцию, а также договор на оказание услуг. Предложение санитара просто отдать деньги Николая очень удивило: готовясь к похоронам мамы, он много времени провел на местном кладбище, где на каждую услугу обязательно выдавалась квитанция или чек.

— Санитар в итоге стушевался, — говорит Морозов, — и мы с ним сошлись на том, что, как только он подготовит документы, я приеду и все оплачу. Потом я подписал бумагу, что к работе морга претензий не имею, забрал тело мамы и уехал на похороны. Спустя пару дней мне позвонил начальник морга Дмитрий Граненов и предложил «уладить» дело. Проще говоря, отдать деньги. Тогда я снова сказал ему, что все оплачу — но только если мне дадут чек. Моим ответом тот явно был недоволен, но попрощались мы мирно. А еще через несколько дней мне позвонил человек, представившийся сотрудником дедовской полиции. Он предупредил, что начальник морга написал на меня заявление, в котором указал, что я якобы... украл тело мамы! Я говорю: как вы себе это представляете? Я что, сломал замок, залез в морг и вытащил оттуда тело? Рассказал ему, как было дело. Полицейский мои доводы выслушал и, судя по всему, к сведению принял. Меня эта ситуация возмутила — и 29 мая я написал заявление в истринское УВД, в котором рассказал свою историю и попросил стражей порядка проверить работу дедовского морга.

Жертвы дедовских санитаров

Новость о том, что полиция проверяет городской морг, в Дедовске восприняли с энтузиазмом: о системе поборов слышали многие. По словам 70-летней Нины Корешковой, экс-сотрудницы местного загса, такая практика в медицинском учреждении существует как минимум с 2002 года. «Именно в тот год я в загс устроилась, — говорит Корешкова, — и с тех пор постоянно слышала о жадных санитарах. Они брали деньги со всех — богатых, бедных… А поутихли только тогда, когда ими полиция занялась». Найти в городе жертв особого труда не составляет — деньги отдавали все, у кого умирали близкие люди.

 — Свою маму, 60-летнюю Любовь Александровну, я хоронила в прошлом октябре, — рассказывает 37-летняя Екатерина Бралгина, — тело ее забирала из дедовского морга. За переодевание и то, что маму положили в гроб, санитары взяли с меня 10 тысяч рублей — причем никаких чеков мне при этом не дали.

Вторит Бралгиной и 51-летняя местная жительница Светлана Волкова: свою маму, 80-летнюю Зою Васильевну, она забирала из дедовского морга в марте.

 — Санитар — его звали Николай — потребовал с меня 10 тысяч рублей, — вспоминает Волкова, — я тогда была буквально убита горем и даже не спросила, за что эти деньги. Просто отдала, и все. Ни квитанций, ни чеков мне при этом не выдали.

Кстати, по словам местных жителей, стоимость «услуг» работников городского морга в выходные и праздничные дни возрастала на 50% — до 15 тысяч рублей. По меркам небольшого подмосковного городка деньги очень серьезные: многие жители Дедовска живут на них целый месяц. И мало того, что санитары местного морга просто брали их безо всяких чеков: в абсолютном большинстве подобных медицинских учреждений за такие услуги, как омовение и одевание тела, а также положение его в гроб и выдачу, деньги не взимаются в принципе! Такой порядок заведен еще с 90-х годов — он был прописан в приложении №1 «Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах» к приказу Минздрава СССР от 09.07.1991 №182 «О введении в практику «Правил судебно-медицинской экспертизы трупа». Пункт 2.3.2 документа, в частности, говорит о том, что «трупы выдаются в гробу... обмытыми и одетыми». В другом пункте — 2.3.2.1 — сказано: «подготовка и выдача трупов для погребения входит в обязанности санитаров морга». Наконец, пункт 2.3.2.2 того же документа говорит о том, что «санитарам морга запрещается взимание платы за услуги, связанные с туалетом и выдачей трупа». Приказ, к которому было разработано это приложение, на сегодняшний день не отменен. Однако в более поздних документах по порядку организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ приложение №1 было изъято, т.е. не печаталось. В то же время, несмотря на все законодательные коллизии вокруг этого документа, большинство моргов придерживается прописанных в нем правил — в отличие от морга города Дедовска.

Расплата за наживу на покойниках

Нехитрые расчеты говорят о том, что дедовский морг долгие годы приносил кому-то серьезный теневой доход: ежедневно местные санитары выдавали от 3–4 до 10 тел. Плата за выдачу каждого — 10 тысяч рублей в будни и 15 тысяч — в выходные и праздники. Выходит, что каждый месяц санитары «поднимали» многие сотни тысяч, если не миллионы рублей, и все мимо кассы!

Комментировать сложившуюся ситуацию руководство городской больницы отказалось. Воздержался от комментариев и Алексей Хамин, пресс-секретарь руководителя администрации Истринского муниципального района Андрея Дунаева. Впрочем, прокуратура Московской области оказалась более открытой: в пятницу вечером стало известно, что ее сотрудники завели уголовное дело на недавно уволенного санитара дедовского морга.

 — В ходе проверки было установлено, что санитар обманывал родственников умерших граждан и взимал с них деньги за определенные медицинские услуги, — пояснил «МК» источник в ведомстве. — Материалы проверки были направлены в ОВД по Истринскому району Подмосковья, следственный отдел которого возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину»). Ход предварительного расследования находится на контроле в Истринской городской прокуратуре. Кроме того, в ходе проверки было выявлено, что информация, содержащая сведения о перечне платных медицинских услуг с указанием цен, сведений об условиях, форме, порядке оплаты и предоставления медицинских услуг до граждан не доводится, что является нарушением закона. Оплата предоставленных медицинских услуг никакими документами также не подтверждается. В связи с этим Истринская городская прокуратура внесла главному врачу Дедовской городской больницы представление об устранении выявленных нарушений закона.

Между тем, по словам источника в правоохранительных органах, следствие уже установило, что санитар клал себе в карман далеко не всю сумму от 10–15 тысяч рублей, взимаемых с родственников умерших, а лишь около 2,5 тысячи рублей. Куда многие годы шли остальные деньги, стражам порядка еще только предстоит узнать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26839 от 22 июня 2015

Заголовок в газете: С мертвых взятки гладки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру