Искусственный интеллект выходит на большую дорогу: плюсы и минусы

С беспилотниками пока придется еще подождать

Пока мы паримся в многокилометровых пробках на дорогах, специально обученные люди работают над тем, чтобы транспортные потоки не отравляли нашу жизнь. А в перспективе на дорогах столичного мегаполиса вообще колесили беспилотники. Реализацию этой программы обсудили на заседании "круглого стола" в Мособлдуме.

С беспилотниками пока придется еще подождать

«Если 5 лет назад было трудно себе представить автомобиль без человека, то сейчас тестирование проходят несколько десятков беспилотных машин, — сказал глава комитета по транспортной инфраструктуре МОД Олег Григорьев. — Отечественные алгоритмы в создании искусственного интеллекта порой даже превосходят зарубежные аналоги».

Пилотный проект «Умная дорога» был запущен год назад, в июле. В качестве площадки выбрано 13 участков дорог. В Сергиевом Посаде — общей протяженностью 65 километров и 34 км в Красногорске. Эти муниципалитеты были выбраны не случайно, как правило, здесь транспортники отмечают и скопления автомобилей, и несогласованную работу светофоров.

По итогам первых месяцев работы появились отрадные подвижки. Время в пути сократилось соответственно на 9 и 12 % — при увеличении интенсивности потоков на 19 и 13 %. А в пиковые часы время на поездку уменьшилось на 20%.

Притом что проект идет без капитальных затрат на реконструкцию дорожной сети.

Получается, что не так страшны заторы, как их малюют. С ними бороться можно, если поэтапно внедрять научно-технический потенциал.

Сегодня на дорогах в регионе установлены 1257 комплексов фотовидеофиксации, 900 светофоров, стационарные и мобильные детекторы транспорта, действует навигационно-информационная система…

Этот арсенал контролирует все на свете: от превышения скоростного режима на автотрассах до пересечения сплошной разметки.

Поступающую в автоматизированную систему управления дорожным движением информацию частично, пока на 30%, обрабатывает искусственный интеллект. Который, по словам специалистов, ошибается не чаще человека.

При возникновении нештатных ситуаций АСУ вызывает ГИБДД и сотрудников других оперативных служб, корректирует работу светофоров на проблемных участках дорог.

Ну, а где же беспилотники?

На Петербургском экономическом форуме Подмосковье подписало соглашение о создании в регионе своего испытательного центра.

В общем, повести и романы фантастов 60-х годов прошлого века ненавязчиво вторгаются в нашу жизнь, Наверное, когда-нибудь, как пелось в одной советской песне, «и на Марсе будут яблони цвести».

— Тема «умных дорог» сегодня популярная, она везде на переднем плане, но в ней куча проблем, нерешенных еще нигде в мире, — считает лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Вот почему беспилотники пока не бороздят по нашим дорогам.

— Считается, что автоматизированные системы ошибаются не чаще, чем человек. Математические программы и алгоритмы стремительно вытесняют человека…

— Когда бываешь на таких презентациях, где демонстрируют элементы искусственного интеллекта или какие-то навороченные датчики, думаешь: ну вот, уже завтра на работу будут возить машины без водителя и без нарушения правил, лафа, да и только.

Но такое будет еще не скоро.

Эти системы очень дорогие – что в разработке, что в их эксплуатации. Десятки миллиардов рублей. Потом они далеко не каждому региону по карману, да и не нужны большинству российских субъектов. Они экономически выгодны в столичном регионе, в Питере, в Краснодарском крае, где высокая плотность населения и интенсивные транспортные потоки.

В общем, заключает Петр Шкуматов, членам «Синих ведерок», которые борются с произволом чиновников и автохамством, еще долго предстоит иметь дело не с искусственным интеллектом, который в режиме онлайн сам разберется в ситуации, а с обычным человеческим фактором.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру