С драйвером в рай?

Денис БУЦАЕВ, министр инвестиций и инноваций Московской области: инвестиции нужны для формирования комфортной среды проживания, где в шаговой доступности есть все необходимое для жизни

Экономика России переживает сейчас не лучшие времена. Эксперты Всемирного банка отмечают снижение темпов экономического роста, и прогноз на 2014 год — весьма сдержанный. На этом фоне экономическая ситуация в Московской области отличается в лучшую сторону — правительству региона удалось привлечь за 9 месяцев 2013 года почти 299 млрд руб. инвестиций. О том, как будет развиваться экономика Московской области в будущем году и какие направления в инвестиционной политике Подмосковья являются стратегическими, «МК» рассказал министр инвестиций и инноваций Денис БУЦАЕВ.

Денис БУЦАЕВ, министр инвестиций и инноваций Московской области: 
инвестиции нужны для формирования комфортной среды проживания, где в шаговой доступности есть все необходимое для жизни

— По мнению западных и отечественных экономистов, вторая волна кризиса набирает обороты. Как вы считаете, сможет ли экономика Подмосковья в такой обстановке противостоять всеобщей стагнации?

— Задача нашего министерства и всего правительства Московской области в целом — укреплять и наращивать позитивные процессы в экономике региона. По многим показателям она сейчас демонстрирует хорошие темпы развития. Например, на протяжении всего 2013 года в Подмосковье идет активный приток инвестиций, в том числе зарубежных. Для сравнения сообщу несколько цифр: объем промышленного производства в Московской области составил за 9 месяцев 2013 года 105,9%, в РФ — 0,1, инвестиции в МО выросли на 2,6%, а в целом по стране их объем уменьшился на 1,4%. Мы работаем с большим количеством профессиональных команд, которые привлекаем в качестве партнеров. Многие серьезные инвестиционные банки и агентства очень позитивно относятся к Московской области. Это заставляет верить, что у нас все должно получиться.

 — Недавно вы рассказывали в нашей газете о том, что строительство ЦКАД является мощным драйвером для развития экономики области. Какие еще стратегические направления вы бы могли отметить?

— Можно выделить несколько приоритетных направлений: строительство индустриальных парков и бизнес-центров. Думаю, не нужно объяснять, как остро нуждается Подмосковье в новых рабочих местах. Это и снижение маятниковой трудовой миграции, которая снимет нагрузку с транспорта, это и новая налоговая база, рост доходов в бюджет Московской области. Львиная доля инвестиций приходится на транспорт и связь, на втором месте находится обрабатывающая промышленность, на третьем — инвестиции в недвижимость. К числу стратегически важных для экономики области проектов относится также строительство логистических и торговых центров.

— Вы говорите, что вскоре жителям Подмосковья не придется ездить на работу в столицу. Когда это произойдет и где конкретно появятся новые зоны деловой активности?

— Нами заключено 152 инвестконтракта по модернизации старых и созданию новых производств на территории области. Благодаря этому к 2018 году появится более 34 тыс. новых рабочих мест, общий объем инвестиций составит около 420 млрд руб. Среди лидеров — Ступинский, Дмитровский, Домодедовский, Раменский районы. Уже действует каширский вагоноремонтный завод «Новотранс», завод по производству инсулиновых препаратов «Герофарм» в Оболенске, Серпуховский лифтостроительный завод и другие.

— Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев дал поручение правительству разработать проект крупных деловых центров в четырех городах-спутниках, расположенных за МКАД. Расскажите немного подробнее об этом.

— Самый крупный бизнес-центр площадью 40 га появится в Одинцовском районе на бывших землях Минобороны, еще три деловых центра будут построены в Железнодорожном, Котельниках и в Красногорском районе. Это, безусловно, поможет нам сократить маятниковую миграцию, например, сегодня в Котельниках она составляет примерно 50% — представьте, половина трудоспособного населения этого города вынуждена тратить несколько часов на дорогу до работы и обратно домой.

— Сколько потребуется для этого средств?

— Общий объем инвестиций в сфере строительства деловых центров определяется в 50 млрд руб. До 2018 года мы собираемся построить на территории области 2 млн кв. м офисных площадей. Сегодня у нас есть только деловой центр в Химках площадью 164 000 кв. м, на Новой Риге — 80 000 кв. м, 124 000 кв. м на Путилковском шоссе, 59 000 кв. м в Мякининской пойме и 140 000 кв. м на Киевском шоссе. Это очень мало для такого экономического региона, как наш. Деловая столица продолжает децентрализовываться: вынос офисов за МКАД — это глобальная тенденция.

— А будут ли офисы за МКАД пользоваться спросом?

— Почему нет? Порог входа в проекты за МКАД гораздо ниже, чем в Москве, там меньше обременений, участки и себестоимость строительства обходятся девелоперам дешевле. В настоящее время основные арендаторы подмосковных офисов — это производственные и торговые компании, но в ближайшее время к ним могут присоединиться различные госструктуры, агентства, ведомства и госкомпании — так, «Ростелеком» недавно арендовал около 100 000 кв. м в строящемся бизнес-центре «Ком Сити». Стоимость аренды подмосковных офисов – 12-16 тысяч рублей в год за квадратный метр.

— Один из самых крупных совместных проектов Москвы и области — это строительство транспортно-пересадочных узлов. Как развивается это сотрудничество?

— До 2016 года в Московской области должно быть построено 12 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Общий объем инвестиций составит 18 млрд руб. Цель этого проекта — разгрузить транспортную систему Московского региона. Самые большие проблемы с трафиком на востоке и юго-востоке от МКАД, это объясняется большой концентрацией крупных городов на этом направлении. Предполагается построить ТПУ вблизи железнодорожных станций и остановочных пунктов Мытищи, Одинцово, Люберцы-1, Пушкино, Подольск, Подлипки Дачные, Отдых, Долгопрудная, Отрадное, Чкаловская, Кутузовская, Ленинская.

— Чем ТПУ будут отличаться от существующих железнодорожных станций?

— Это должны быть теплые терминалы с крытыми платформами, выполненные в едином архитектурном стиле, имеющие одинаковую навигацию. ТПУ должен иметь возможность принять две электрички одновременно, иметь вертикальные коммуникации и сервис для маломобильных групп граждан. Здесь обязательно будет единый центр информации и развитая инфраструктура: магазины, центры бытового обслуживания, кафе. Людям должно быть удобно ждать транспорт либо пересаживаться с одного вида транспорта на другой.

— В Подмосковье на три ближайших года намечена большая социальная программа преобразований: вы собираетесь строить детские сады, школы, модернизировать систему здравоохранения, развивать детский и семейный спорт. Откуда возьмутся деньги на все эти проекты? Или вы надеетесь, что бизнес станет инвестировать в строительство «социалки»?

— Экономистами уже давно признано, что вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект. А ускоряющийся темп жизни требует от современного человека не только хорошего образования и профессиональных навыков, но и крепкого здоровья, высоких физических кондиций, без которых каждодневную нагрузку попросту сложно выдержать, особенно в таком густонаселенном регионе, как Московская область. То есть речь идет о формировании комфортной среды проживания, где в шаговой доступности есть все необходимое для жизни: работа, школа, магазины, досуговые центры, поликлиники, спортивные комплексы и так далее.

Возьмем, к примеру, спортивные сооружения. Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев поставил задачу выйти к 2017 году на средние по Российской Федерации показатели. Для этого надо, чтобы в каждом муниципальном образовании Подмосковья были спортивные комплексы, где смогут заниматься как дети, так и взрослые. Сегодня в Подмосковье действуют 7484 физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружения. Это крайне мало — всего 14% от нормативной потребности. Проблема требует незамедлительного решения. Поэтому летом была принята долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013–2015 годы», в соответствии с которой до 2016 года в Подмосковье на бюджетные средства должны быть построены 50 ФОКов. На это из областного бюджета выделяется более 6,4 млрд руб., из муниципальных бюджетов — почти 0,6 млрд руб. Кроме того, до 2017 года предполагается ввести в эксплуатацию не менее 15 ФОКов за счет внебюджетных источников финансирования с общим объемом инвестиций свыше 3,6 млрд руб.

— И что, есть желающие участвовать в этом проекте?

— Да, сегодня в министерстве инвестиций и инноваций Московской области есть предложения по строительству 103 ФОКов на ближайшие пять лет. Есть инвесторы с сетевыми проектами, которые готовы с нами работать. Есть муниципальные образования, которые нуждаются в спортивных комплексах. И наша задача — сделать так, чтобы все заинтересованные стороны непростого инвестиционного процесса нашли точки соприкосновения и научились работать единой командой.

— Модернизация существующей системы здравоохранения не менее актуальная проблема для Подмосковья. Как правительство собирается решать эту задачу и сколько на это потребуется денег?

— На реализацию комплексной программы в сфере здравоохранения запланировано привлечь 40–50 млрд руб. инвестиций до 2018 года. Должно быть создано 33 межмуниципальных клинико-диагностических центра, в том числе 19 детских и 14 взрослых. В частности, они появятся в Химках, Лобне, Балашихе, Люберцах. Московская область испытывает потребность в создании 4 многофункциональных медицинских кластеров, в том числе одного детского на 500–1000 коек.

Крупный проект — создание онкорадиологического центра Московской области. Он будет расположен на двух площадках: на базе областного онкологического центра в Балашихе и на базе городской клинической больницы города Подольска. Объем инвестиций — более трех млрд руб., дополнительно высококвалифицированную медицинскую помощь смогут получать 23 000 человек в год, или 115 000 за пять лет, что полностью удовлетворит потребности жителей Московской области в лучевой терапии и диагностике.

— А что такое медицинский кластер?

— Это медицинский комплекс, позволяющий проводить высокотехнологичные операции мирового уровня, он объединяет специализированные клиники и центр обучения. Пока выбраны две площадки — в Пушкино и Красногорском районе. Под пушкинский проект отводится 20 га территории, там будут построены клиники, оказывающие разнопрофильную высокотехнологичную медицинскую помощь, в стационаре смогут лечиться около 1500 пациентов.

На площадке в поселке Отрадное Красногорского района крупный частный инвестор в области медицины до 2018 года планирует построить многофункциональный клинико-диагностический комплекс со стационаром на 1000 коек.

Чтобы реализовать два других проекта — а это должны быть медицинские кластеры международного значения, — необходимо подобрать еще две площадки размером не менее 20 га вблизи крупных международных транспортных узлов.

— Подводя итог, отметьте плюсы и минусы инвестиционной политики Московской области.

— Подмосковье — стратегически выгодный регион для бизнеса. Через него идут большие транспортные потоки, здесь сосредоточены высококвалифицированные кадры труда, я уже не говорю о том, что близость к Москве обеспечивает нам огромный рынок сбыта. Тем не менее до недавнего времени инвесторы предпочитали нам другие регионы. И только в этом году ситуация кардинально изменилась — по объему привлеченных зарубежных инвестиций Московская область вышла на третье место в России. Мне кажется, причина в том, что мы сумели создать прозрачную систему взаимоотношений с инвесторами, а бизнес это высоко ценит. Однако важно, чтобы каждое муниципальное образование имело свою четкую инвестиционную программу. Пока что этого нет. Когда во всех муниципалитетах научатся работать с инвесторами цивилизованно, уверен, это станет еще одним преимуществом инвестиционной привлекательности Московской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру