Когда шпионы отдыхают

Пришел намедни к нам в редакцию военный журналист Григорий Пасько, ну, тот самый, которого военная контрразведка и прокуратура в шпионы активно записывала во Владивостоке в 98-м году. Статья с изменой Родине тогда не выгорела, хотя публикации Гриши по захоронениям в море радиоактивных отходов Тихоокеанского флота были признаны зловредными, за что и протомился Пасько почти два года на нарах в камере предварительного заключения. Тогда коллеги-журналисты подошвы до дыр стирали, чтобы побывать на заседаниях суда и разузнать хоть что-то о громком “шпионском деле”. Сейчас неугомонные военные судьи Гришку-правдолюбца опять за решетку посадить хотят, но былого интереса у пишущей братии к этому делу уже нет.

— Видишь ли, старик, — говорили мы Пасько. — Время бежит быстро, все меняется. Тут такие события и в стране, и за рубежом происходят. У нас тут и “Курск”, и Гусинский с Березовским, в Австрии люди в поездах сгорают, а американцы все никак своего нового президента обсчитать не могут. А вот еще что в мире творится...

Гриша понимающе улыбался — времена нынче богаты на события, “шпиены” отдыхают...

А мы как-то за суетой будней подзабыли, что на днях выходит в свет книга о Григории Пасько — десятая из серии защиты свободы слова. Что были ранее опубликованы подобные книги и о наших “эмковцах”: покойном Диме Холодове и, слава Богу, здравствующем Вадиме Поэгли. “Вот если бы тебя опять посадили, мы бы уж расписали это дело, Гриша, будь спок”, — мелькнула мыслишка.

А ведь и посадят. Могут за милую душу посадить Григория — ради отчета, ради “галочки”, ради генеральских амбиций. И это станет поводом для газетно-телевизионной информации в нашем безумном мире событий.

* * *

В замечательном фильме Юлия Гусмана “Не бойся, я с тобой” есть не менее замечательный эпизод с погоней, которую наблюдает селянин-азербайджанец у моста через горную реку. Он проникновенно говорит: “Туда ехали — за ними гнались. Назад едут — за ними гонятся. Какая интересная жизнь у людей!” Тот селянин — это мы с вами, наблюдатели бурного течения жизни. Нам нравятся погони, особенно если гонятся не за нами. А посмотреть благо есть на что.

Гонка “номер один” — президентские выборы в Штатах. Гор—Буш. Буш—Гор. Кто кого? Вот развлекаловка-то! Дядя Вася из Урюпинска (замечательный, к слову, тихий русский городишко, с названием вот только пращуры намудрили) и не скажет, где из них кто, покажи ему портреты Буша и Гора, но искренне волнуется за судьбу американской избирательной системы. По большому счету дяде Васе глубоко, ну, как это, наплевать, кто же станет 43-м президентом Соединенных Штатов Америки. Ему (как, впрочем, и всем нам в России) важен сам процесс. Как ни крути, а сели в лужу американцы перед всем мировым сообществом со своей хваленой дедовской демократией по полной программе.

Умора, да и только — голоса считают, будто алкаш медяки у винного магазина, когда на бутылку набирает. А все ж наблюдать забавно, пошутить по поводу трех букв в фамилии будущего президента можно. Наш родной дядя Вася в “ящик” пялится, газетку листает, на чужие страсти отвлекается, и уже плевать ему на невыплаченную пенсию и холодильник марки “Пустыня Гоби”, из которого даже тараканы выселились.

А зря все-таки наших депутатов Госдумы не отправили контролировать демократичность выборов в США. Ей-ей, зря. Они-то как искренне просились! Петиции по Думе распространяли, с бумажками бегали по кабинетам и коридорам: мол, поехали, ребята, к американцам, развлечемся, а заодно не дадим подохнуть ихней демократии. Блин, не пустили... Один Вешняков там понаблюдал, да и то как-то подозрительно тихо — опыт, видать, не тот оказался.

Им бы Васю Шандыбина подослать, морды чтоб набил пролетарскою рукою и тому, и этому претенденту — как представителям буржуинского сословия. Или Вову Жириновского командировать Монику за волосы потаскать для острастки всем остальным бля..., ну, этим — американцам. Ну и всех наших остальных народом избранных и народом же любимых туда направить для усиления, чтоб проконтролировали и безобразий, значит, подобных не допустили. Мы-то у себя в России еще до голосования знали, кого президентом изберем (кого-кого — в кожаном пальто), а они там за океаном выкаблучиваются, триста голосов в какой-то Флориде поделить не могут. Срамота, да и только, но зато забавно. Знать бы только, кто из них нашенский — Гор или этот, прости Господи, Буш? “Буш не Гор, с нами дядька Черномор”. Кстати, а Виктор Степаныч-то при чем? Да в общем-то, совсем ни при чем, просто давно о нем ничего не слышно, а ведь великий был затейник и балагур.

В благополучной курортной Австрии страшная трагедия — 159 человек сгорели заживо в фуникулере, непонятно почему застрявшем в горном туннеле. Расследование этого несчастного случая еще не принесло никаких результатов. Россиян в злополучном поезде, к счастью, не оказалось, но погибших людей безумно жалко. Мы недавно свою не менее страшную трагедию пережили, когда лег на дно Баренцева моря подводный атомоход “Курск” со 118 моряками на борту, тоже похороненными заживо, и чувства родственников погибших нам хорошо понятны. В Австрии из горящего поезда спаслись 12 человек, у нас с подлодки подняли 12 тел. И это не единственное отличие этих двух трагедий — причины происшествия с поездом стараются раскрыть всеми возможными силами, а гибель “Курска”, наоборот, пытаются всячески засекретить. Наверняка патологоанатомы с помощью анализа ДНК идентифицируют в Зальцбурге тела всех погибших в туннеле туристов. Психиатры помогут родственникам пережить трагедию потери близких, получат они и компенсацию. Большинство наших моряков так и остались на дне моря, а семьи моряков — в забытом Богом гарнизоне Видяево.

“Наш голос глуше, глуше. И ужас режет души напополам...” — в словах Владимира Высоцкого реальная правда гибели подлодки “Курск”. Еще месяц, и о “Курске” забудут, информация в прессе и на телевидении сойдет на нет, потеряется интерес к теме читателей и зрителей. Не потому, что мы такие жестокосердные, просто время у нас сейчас такое стремительное, все меняется в одночасье. Может, банально прозвучит, но если бы не была затеяна разрекламированная операция по подъему тел моряков, о “Курске” не вспоминали бы уже сейчас. Вспоминает кто сегодня гибель военно-транспортного самолета “Ил-18”, разбившегося не так давно под Батуми? Или взрыв в подземном переходе в Москве на Пушкинской площади? А сгоревшую телебашню в Останкине? Так, иногда, чисто по случаю... Теперь другие интересы.

На этой неделе на российской сцене народной развлекухи опять возник г-н Березовский — все-таки умеет он, шельмец, внимание публики к себе притягивать. Ему говорят, давай, мол, Борис Абрамыч, в прокуратуру на допрос иди, отвечай, что там наворотил с “Аэрофлотом” и остальными своими делишками. А он нам фигвамы рисует из-за границы — лучше, говорит, политэмигрантом пожизненным буду, чем пожизненным заключенным. И тактично так, как умеет только Березовский, стрелку переводит: левые деньги “Аэрофлота”, оказывается, шли на финансирование последних президентских выборов в России — непосредственно на Владимира Путина. Во наехал-то! Попер, как говорится, ва-банк. И вдруг... вместо Березовского в деле “Аэрофлота” появился новый обвиняемый — Генпрокуратура предъявила обвинение бывшему руководителю компании “ФОК” Роману Шейнину, сыну известного писателя Льва Шейнина.

Разобраться со всем этим нормальному человеку практически невозможно. Мочит власть Березу или не мочит? Вначале в рамках расследования дела 15 ноября Березовский был вызван на допрос в Генпрокуратуру. Но предприниматель выступил с заявлением об отказе приехать в Россию. Генпрокуратура не стала выносить ему заочного обвинения и объявлять в розыск, перенеся допрос на 27 ноября. А обвинения в хищении будут теперь предъявлены еще нескольким новым фигурантам. Как это понимать? То ли Березовский в очередной раз выкрутился, как уж, из пикантной ситуации, то ли высказывания экс-серого кардинала достоверны, и на его роток пытаются накинуть платок. В любом случае Березовский в выигрыше — его имя в центре нового скандала, который потом можно будет интерпретировать как угодно. Пройдет не так много времени, и позабудется, из-за чего разгорелся скандал, а биография Березовского Б.А. вновь останется чистой и незапятнанной.

История с освобождением мэром Грозного Бисланом Гантамировым плененных российским спецназом известных чеченских полевых командиров тоже казалась почти фантастической. По логике вещей Гантамиров после такой выходки, ставящей его на одну доску с пособниками боевиков, должен был как минимум вернуться в места своего предыдущего пребывания — в Лефортовскую тюрьму. Однако Гантамирова тихо-мирно вызывают в прокуратуру для дачи объяснений. Он без особых смущений заявляет, что “нужно согласовать вопросы, а потом давать объяснение случившемуся”. Это значит, что опять будет торг, будут взаимные упреки и обещания повернуть Чечню лицом к России. Если уговорит Бислан Кремль — будет признан невиновным и получит новый карт-бланш. До очередной выходки...

Опять полыхнуло и имя Тамары Рохлиной — ее все-таки признали мужеубийцей и приговорили к восьми годам заключения. Долгий процесс по убийству генерала Льва Рохлина, который успел изрядно поднаскучить и запутать мозги стороннему наблюдателю, признан теперь завершившимся. Концовка получилась совершенно неожиданной: ведь казалось, что Рохлину практически оклеветали — убийство ею собственного мужа судом так и не было доказано. Теперь детали этого дела еще долго будут муссироваться в прессе и вызывать повышенный интерес обывателя.

Время быстротечно. Эпохи мелькают, как столетия, а дни сливаются в сплошную череду мелькающих перемен. Мы жадно следим за происходящими событиями, благо смотреть есть на что, и забываем их на следующий день от более сильных новых впечатлений. Вспомнить о том, что происходило в нашей стране хотя бы месяц назад, практически невозможно (попробуйте, может, у вас феноменальная память?). Что тогда говорить о двухлетней истории с делом “шпиона” Пасько? Про Эдмонда Поупа, американского шпиона, стырившего у нас не так давно технологию сверхскоростной торпеды “Тайфун”, все позабыли, что там остальные. Капитана 2-го ранга Никитина, которому шили измену Родине за контакты с экологической организацией “Беллуна”, теперь разве что в энциклопедии найдешь.

Интересная все-таки у нас жизнь — всегда кто-то за кем-то гонится...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру