—Все равно вы сегодня выиграете! — сказал Платини.
Вячеслав Колосков сначала даже головы не повернул в его сторону — решил, что великий французский футболист обращается к расположившемуся по левую руку югославскому президенту Воиславу Коштунице.
—Вы не слышите меня, мсье Колосков? — полюбопытствовал Мишель.
—Отчего же? — встрепенулся Вячеслав Иванович.
—Так вот: я говорю, что напрасно вы переживаете, — Платини тоже запомнились два промаха Егора Титова, играющего в сегодняшней российской сборной примерно на той же позиции, что и он сам когда-то — во французской. — Ваша сборная победит. Предлагаю пари!
От пари президент Российского футбольного союза, конечно же, отказался — ну кто же будет агитировать за соперника? Но в тот момент, в перерыве отборочного матча чемпионата мира-2002 между нашими и югославами, действительно не всякий смельчак поставил бы на победу России. Уж больно отчаянно хозяева поля штурмовали ворота Руслана Нигматуллина — впрочем, и у них далеко не все получалось...* * *— Ты понимаешь, — говорил мне накануне за дружеским ужином в ресторане “Мадера”, устроенным коллегами из газеты “Политика”, один из белградских журналистов, — наша главная проблема — разгильдяйство. Вроде бы посмотреть по именам — у нас чуть ли не лучшая команда Европы. Ну по крайней мере одна из лучших. Только названия клубов, из которых прибыли в сборную наши футболисты, вызывают священный трепет. Посмотри: Миятович — из “Фиорентины”, Михайлович и Станкович — из “Лацио”, Милошевич — из “Пармы”, Кежман — из ПСВ “Эйндховен”, Йоканович — из “Челси”. И так далее. И вот если бы их всех еще как следует организовать... Но — увы. Нынешнему тренеру сборной — Джоричу — это явно не под силу.
— Почему? — удивился я.
— Да потому что специалист он, мягко говоря, не выдающийся. Даже с клубами высшего дивизиона никогда не работал — тренировал Сальвадор, нашу молодежную сборную да команды низших эшелонов...
— Но ведь в Югославии всегда было много хороших тренеров! — не унимался я.
— Так-то оно так. Да кто из них согласится вернуться из-за границы на те копейки, которые готов предложить Футбольный союз Югославии? Сколько конкретно получает тренер сборной, я и сам не знаю, но наверняка сущие крохи. А вообще-то в Белграде и 75 долларов в месяц считаются неплохой зарплатой...* * *Нет, вообще разрухой в югославской столице, конечно, и не пахнет. Честно говоря, ожидал увидеть руины, оставшиеся после натовских бомбардировок: ничего подобного! Разве что бывшее здание ЦК компартии, нависающее над берегом Савы практически в том самом месте, где она впадает в Дунай, режет глаз пустыми оконными проемами.
Автомобилей, правда, на улицах много: угодить в два часа дня в многометровую пробку, как выяснилось, плевое дело. Но в большинстве своем это — более-менее новые “Юго”, старенькие “Заставы”, даже наши вазовские “четверки” или родные “Москвичи” время от времени встречаются.
Так что когда кто-то из футболистов нашей молодежной сборной, отыгравшей уже свой матч против югославских сверстников и направлявшейся понаблюдать за встречей первых команд, углядел в окошко нечаянный джип — тут же переполошил весь автобус: “Смотри-ка, я его с утра уже видел. Наверное, он тут один — на весь город...”* * *А сыграла наша “молодежка” с югославской вничью — 2:2. Хотя вообще-то должна была победить: эх, если бы не досадные промахи во втором тайме да не две ошибки вратаря Вениамина Мандрыкина...
Играли, кстати, на стадиончике клуба “Обилич”. Обилич — это национальный югославский герой, зарезавший в стародавние времена турецкого султана. В общем, неспроста именно этой команде взялся покровительствовать один из лидеров сербских боевиков по кличке Аркан. И быстренько вывел малоприметный коллективчик одного из низших дивизионов в чемпионы Югославии.
Самого Аркана (кажется, в миру его звали Желько) давно уже отправили к праотцам. А клуб “Обилич” жив и поныне — пусть и не шибко процветает. Существует и дворец, который отчаянный боевик отстроил прямо возле стадиона “Црвена звезда”. Место выбрано не случайно — когда-то Аркан-Желько был предводителем фанатов “красно-белых”.* * *Впрочем, на матче молодежных сборных ни местные фаны, ни российские гастролеры особо не бузили. Запомнилось разве что, как в середине первого тайма паренек (сдается, все же из наших) перемахнул через примерно полутораметровый забор и на глазах ошарашенных футболистов секунд двадцать-тридцать гонял мяч. Да еще — бодрые слоганы на майках некоторых болельщиков. Типа: “NATO — fucking organization”. Или: “Руси и срби — братья на увек” (перевод, надеюсь, ни в первом, ни во втором случае не требуется?).
А героем встречи, безусловно, стал динамовский форвард Спартак Гогниев — на его счету оба наших гола.
— В первый раз за “молодежку” два забил, — смущенно улыбаясь, принимал Спартак из “Динамо” мои поздравления в белградском аэропорту.
— А почему хромаешь?
— В конце матча по голеностопу сильно ударили. Не то что бегать — ходить не мог. Но сейчас, как видишь, уже лучше...* * *Честно сказать — в первом тайме наша “молодежка” совсем не понравилась. А вот во втором устроила у ворот югославов такую карусель — голова кружилась!
— А что ты удивляешься? — говорил мне после матча главный тренер нашей сборной Валерий Гладилин. — Я так и замышлял: сначала пускай соперники набегаются, а потом мы их дожмем. Жаль — элементарно опыта не хватило. Впрочем, оно и неудивительно. Вот — посмотри заявки: у югославов почти вся команда 79-го года рождения, а у нас — только четыре человека. Остальные — моложе. Да и вообще — мы тут посчитали: средний возраст нашей команды меньше на год и восемь месяцев. Не шутка...* * *Всего поддержать российских футболистов приехало человек эдак триста. И никаких эксцессов — по крайней мере до матча — между местными и приезжими фанатами не было.
— Никто не задирался, — признался сосед по трибуне в ходе первого тайма. — Правда, и брататься не лезли...
А вот в перерыве на противоположном секторе началось какое-то волнение. Югославские болельщики вдруг стали собираться близ ограниченного контингента российских сил — после того, как наши фанаты зачем-то достали американский флаг. Правда, все быстро улеглось — может, просто объяснили, что хотели всего-навсего сжечь ненавистный многим югам звездно-полосатый стяг?* * *Кровь на стадионе “Црвена звезда” все-таки пролилась. Днем раньше. Кровь Юры Дроздова. Они сошлись с будущим героем матча Володей Бесчастных в борьбе за верховой мяч — и... Окровавленного защитника “Локомотива” увезли на “скорой помощи”...
— Нет, сотрясения, кажется, не было, — рассказывал мне в самолете Дроздов, вышедший на поле с перебинтованной головой. — Удар-то, к счастью, чиркашом пошел — хоть и получилась рана немаленькой.
Юру, правда, Романцев все-таки заменил после первого тайма. Пришлось. Но не из-за того, что Дроздов решил вдруг себя беречь, — наоборот, когда перед игрой главный тренер сборной попытался уговорить парня не рисковать: “Ты же головой не сможешь играть!” — получил в ответ категорическое: “Смогу!” Просто Юра, ко всем несчастьям, заднюю мышцу бедра дернул.
— Обидно! Такой матч не доиграл...* * *Володя Бесчастных — тоже, конечно, герой. Второй раз (первый был в Швейцарии) в отборочном цикле чемпионата мира-2002 принес победу нашей сборной. Но и остальные заслуживают если не аплодисментов, то как минимум похвалы. Взять хотя бы вратаря Руслана Нигматуллина, меньше чем за минуту до нашей голевой атаки справившегося с ударом Друлича метров, наверное, с восьми.
— Все правильно: не забиваешь ты — забивают тебе... — философствовал Руслан в автобусе по дороге в аэропорт.
— Тяжело было взять тот удар Друлича?
— Да уж непросто — я ведь двигался параллельно мячу, а он пробил мне в противоход. Но я еще в ближнем углу оставался — так что успел перегруппироваться...* * *А сделать это было не так-то и просто. Поле в Белграде, как оказалось, и скользкое, и слишком мягкое. “Вязнешь...” — жаловался Ролан Гусев.
— И ноги едут, — объяснял мне после матча Бесчастных. — Это, конечно, очень неприятно удивило — ладно, наши “огороды”, но когда за границу едешь, всегда ожидаешь лучшего.* * *Впрочем, когда с нашей сборной замечательный артист Александр Фатюшин — команде никакие поля не страшны.
— При мне, — признавался он, — сборная не то что не проигрывает — ни разу даже вничью не сыграла. Смотрите: во Францию — летал, в Швейцарию — летал, в Молдавию — летал, в Армению — летал. И везде — победы. А вот в Израиль — не полетел: проиграли. И на том печальной памяти матче с Украиной не был. По какому-то недоразумению пропуск у меня поддельный оказался. И не пустили меня на стадион. Кстати, и на игру со Словенией не ходил. Спектакль у меня был.
Что ж, похоже, для нашей сборной фартовым оказались не только Фатюшин и также составивший компанию тренерскому штабу Александр Абдулов, но и корреспондент “МК”. Но это — так, к слову...