Маевка для ведьм

Знал ли рядовой советский гражданин, отправлявшийся 1 Мая лет 15—20 назад с ребенком на шее и огромной бумажной гвоздикой в руке продемонстрировать единение трудящихся всех стран, что весь этот краснознаменный переполох имеет уходящую корнями в глубокую древность традицию? Вряд ли. А ведь майские гулянья на протяжении веков носили совершенно неожиданные черты.ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИКНИКИСо времен школы всякий бывший пионер знает, что в июне 1889 года парижский конгресс II Интернационала установил 1 мая как день проведения пролетарских демонстраций в память о выступлении чикагских рабочих, имевшем место три года назад и закончившемся кровопролитным столкновением с “фараонами”. И вот с 1890 года отмечается Международный день солидарности трудящихся. Солидарности в чем? Естественно, в борьбе против эксплуататоров. В Японии солидаризируются с 1898 года, в Китае — в 1922-го, в Индии и на Филиппинах с 1930-го, африканцы подключились только в 1945-м.

Но одними из первых были, разумеется, представители российского пролетариата — первомайские тусовки (или маевки) в нашей стране проходят уже 110 лет, с 1891 года (тогда маевка состоялась в Петербурге, за Нарвской заставой). Первое массовое собрание в Москве состоялось в Шереметевской роще. Вспоминается картинка из учебника истории: где-то за городом, в лесополосе, собралось несколько десятков прогуливающих работу трудящихся, агитатор агитирует, шпики шпионят, все замаскировано под пикник — очень романтично. Правда, говорят, что далеко не все рабочие правильно понимали идеологическую нагрузку собраний на свежем воздухе и по недомыслию чересчур усердно маскировались под выпивающих и веселящихся. Такая вот политическая незрелость. Зато... строгое следование традициям предков, для которых ночь на 1 мая и вообще майские деньки были порой довольно экстремальными.

Майские празднества практиковались еще в древности. Например, кельты в ночь на 1 мая отмечали праздник Белтэйн. В годичном цикле он диаметрально противоположен другому важному для них дню — Сэмхейну, своеобразному прародителю Хэллоуина, празднующемуся в ночь на 1 ноября. В этот день древние кельты зажигали костры в честь бога Беленоса, облачались в зеленые одежды, надевали на головы символы природной силы — рожки, танцевали вокруг “майского дерева”. Считалось, что в эти дни возродившийся Рогатый бог празднует свою свадьбу с Богиней. Кстати, как праздник весны (без труда) 1 мая отмечали еще при Петре I в России. Вполне естественные ритуалы для людей, радующихся наступлению поры плодородия. Однако с приходом христианства Рогатому богу суждено было стать воплощением дьявола.ШАБАШНИКИ С ЛЫСОЙ ГОРЫВальпургиева ночь. Со всех сторон мчатся на метлах хохочущие ведьмы, слетаясь на таинственную гору, чтобы заняться всякими пакостями. И все это именно накануне 1 мая. Чем же так провинилась св. Вальпургия, что ее именем назвали самую нечистую ночь в году? Сложно сказать. Это была благочестивая монахиня, основывавшая в VIII веке монастыри в Германии и мирно скончавшаяся в 779 году в должности аббатисы. На месте ее захоронения построена церковь, сюда стекались толпы паломников, поскольку скалы, под которыми покоится тело Вальпургии, начали вдруг источать целебное битумное масло. Случилось так, что одним из дней, в который почитали память праведницы, стало 1 мая. Христианский праздник совпал с древним языческим, и ведьмы с тех пор веселятся под святым именем.

Шабаш, на который спешит в заветную ночь разнообразная нечисть, отдаленно напоминает безобидный и веселый Белтэйн. Поэтому почитатели кельтской культуры пребывают в ужасе, видя, во что превращен святой для них день. Разумеется, в описаниях шабаша правда переплетается с выдумкой, но в целом все выглядит примерно следующим образом.

Участники прибывают к месту действия по воздуху — на метлах, кочергах, мелкой скотине. Председательствует на собрании сам сатана в обличье козла (вот вам и Рогатый бог). Зовут его мессир Леонард. Мессира принято подобострастно лобызать в анус. Благодарный повелитель раздает ведьмам разнообразные чудодейственные ингредиенты для будущих снадобий. Ведьмы же не теряют времени даром и приносят в жертву младенцев, кошек, жаб. Еще по Булгакову знаем, что сатане на шабаше нужна королева. Это прилетающая на черном баране невинная девушка, которую мессир Леонард ритуально дефлорирует на алтаре. Следом происходит так называемая Черная Месса, пародирующая христианскую литургию, — священным престолом, например, здесь служит живот лежащей на спине обнаженной королевы шабаша. Тут уже и наступает пора подкрепиться: поджаренные или сваренные христианские младенцы, символический пирог из теста, замешенного на груди женщины, и т.п. Кульминация — куча-мала, в ходе которой ведьмы удостаиваются чести совокупления с самим мессиром. Его член, к слову, описывают по-разному: то он огненный, то ледяной, длинный, как у осла, железный и в пупырышках, в рыбьей чешуе. В чести здесь и кровосмешение, потому что в результате инцеста рождается настоящий колдун. В общем, как видите, сплошная безнравственность.

Насколько такие легенды соответствуют действительности? Большая часть этих сведений вырвана инквизиторами под пыткой (если они не рождены больной фантазией самих борцов с ересью и ведовством). С другой стороны, многие крестьяне действительно уходили в глухие леса, где предавались пьянству и разврату (может быть, это у них такие маевки были). И вообще, все зависит от того, как понимать сами понятия “колдовство”, “ведьма”.ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУС выходом знаменитого сочинения “Молот ведьм” вся вина за ведовство была свалена на женщин. Несмотря на то что власть давным-давно была сосредоточена в руках мужчин, женщины от природы наделены способностью с легкостью помыкать ими. Страх перед неведомым, сексуальная зависимость — вот причины того, что женщина превратилась в самое коварное и страшное существо. Стремление к созиданию, а не к разрушению, делало ее ближе к первозданной природе. Вполне можно было увидеть знаки ведовства в том, как отдельные женщины, обученные своими старшими подругами, жившие где-нибудь в уединении, умело обращаются с силами природы, заключенными в растениях. Часто эти отшельницы сами поддерживали чудовищные слухи о ведьмах, чтобы оградить себя от назойливости любопытных. А их приключения на шабашах объясняются воздействием наркотических средств. Установлено, что в состав легендарной ведьминской мази для полетов входила беладонна, содержащая мощный галлюциноген. Вот так намажутся и летят на своих метлах: немки — на знаменитый Брокенберг; исландки на Гекле в Геккенфельде; шведки, распугивая Карлсонов, на Блаакулле на Эланде; норвежки на Линдергорне, что возле Бергена; а наши Маргариты на Лысую гору под Киевом...

Так что 1 мая можно вполне рассматривать как праздник женского естества, независимости и власти — эдакая альтернатива 8 Марта. Есть еще, правда, Русалья неделя (восьмая после Пасхи), во время которой мистически настроенные барышни неосторожного мужичонку могли и замочить. Но об этом как-нибудь в другой раз. Как и о том, что аккурат накануне Вальпургиевой ночи — 30 апреля 1945 года — покончил с собой великий злодей эпохи и большой мистик Адольф Гитлер.СВИСТОПЛЯСКА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИНу и что, скажете вы. 1 мая пролетариат солидаризируется, а накануне ведьмы совокупляются — простое совпадение. Может, и так. Однако, говорят, что 1 мая с давних пор было днем расплаты хозяина с батраками, а также своеобразной инвентаризации имущества — орудий труда, скотины. Естественно, средневековому трудящемуся казалось, что именно в последнюю ночь перед проверкой все у него ломается, дохнет и мерзнет. Кто виноват? Нечистая сила, конечно. Вот всю ночь мужики жгли костры, бегали с факелами — чертей да ведьм гоняли. Постепенно такие ночные бдения потеряли свой изначальный смысл, и простой люд веселился в эту ночь по привычке. Вот будто бы и те самые чикагские пролетарии в 1886 году перед забастовкой чего-то там праздновали.

Но лучше всего сблизился День пролетарской солидарности с чертовщиной все же у нас. Ни в какой другой стране мира такого разгуляя с физкультурниками, танками и толпами мирных граждан не было. Да еще чтобы практически на кладбище...

А между тем, подобным образом развлекались наши давние предки. С языческих времен существуют поверья, связанные с так называемыми “нечистыми мертвецами”. Ими считались любые люди, умершие не своей смертью, после принятия христианства — без покаяния. В число нечистых, таким образом, попадали погибшие, самоубийцы, колдуны, младенцы. Разумеется, души этих несчастных не могли найти себе покоя и бродили по земле, досаждая от нечего делать продолжающим жить.

“Нечистые покойники” вселяли в людей такой страх, что им придумывались разнообразные иносказательные имена — беспокойники, мертвяки, заложенные или заложники (у темных сил), хлоптуны, шептуны, домовики (от слова “домовина” — гроб, не путайте их с домовыми) и т.д. Беспокойники могли принимать различные обличья. Например, вселяться в животных — самым опасным в этом смысле считался заяц. Младенцы становились так называемыми игошами — детьми с одной рукой, ногой, глазом. Если игоши особого вреда не причиняли и от них легко было откупиться игрушкой или едой, то вот жердяй был опасней. Это высокое, тощее человекообразное существо, швыряющее по ночам кирпичи в печную трубу и в окна. Хозяин выбегал на улицу, тут-то ему и наставал конец (будто автовладелец, несущийся на зов сигнализации и попадающий вместе с ключами от машины в лапы угонщика). Главный же недостаток беспокойников заключается в том, что все они упыри, то есть вампиры.

Нечистых мертвецов, дабы не оскорбить мать сыру землю, почитавшуюся нашими предками, швыряли в болото или в открытый овраг. Над таким оврагом строился так называемый божий дом, убогий дом, гноище, жальник, божедомка (вот откуда название московской улицы). Тут-то и разворачивался праздник — свистопляска, которая проходила в четвертую неделю после Пасхи (то есть на Первомай).

Ритуал свистопляски должен был успокоить нечистых, отпугнуть их и, по возможности, помочь их душам освободиться. Свист — это древнейший оберег, так что всякие глиняные игрушки-свистульки — защита от нечистой силы. Пляской же сопровождалось большинство магических ритуалов. Отсюда и название праздника. Чтобы выкупить из заложников души мертвяков, в овраг кидали деньги, печеные яйца. Освобожденные души на небеса должны были переносить птицы — их глиняные изображения также кидали под божий дом. Главной же частью свистопляски являлся кулачный бой. Причем это сражение должно было быть как можно более жестоким, чтобы кровь пролилась на землю — жертва мертвякам. Это черты древнерусской тризны, включавшей в себя борьбу на могиле покойника.

Уловить общие черты между майскими плясками над могилами толком не похороненных мертвецов и шествиями с музыкой и пышными лозунгами перед Мавзолеем в Москве несложно... * * *Так что Первомай можно отметить по-разному. Женщины могут слетать на Лысую гору на свиданку к сатане. Мужчины — набить друг другу физиономии на Красной площади. Можно пойти на демонстрацию с алым стягом в руках и бутылкой пива в кармане. Можно устроить маевку за городом с шашлычком. Но для большой части населения 1 Мая станет, скорее всего, все же праздником Весны и Труда. На дачном участке. Ведь еще древние кельты считали, что все дело в плодородии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру