Удар сияющей звезды

Уж не припомнить, из чьих уст родилось крылатое выражение “Мы все в одной лодке”, но безусловный осадок обреченности эта фраза приобрела не так давно. Лодка — это что-то не очень надежное и хлипкое, раскачиваемое на волнах и готовое в любой момент перевернуться. Сравнение лодки с миром, в котором мы живем, конечно, образное, но в общем-то довольно точное: несколько неосторожных движений, резких качков — и вот уже забортная вода готова перелиться через край. 11 сентября нас в очередной раз крепко качнуло: после терактов в Америке мир как никогда близко оказался к грани всеобщей войны. Противники уже обнажили “стволы” и замерли друг перед другом, как два дуэлянта. Даже не важно, кто выстрелит первым, — на пороховой бочке это не имеет значения... Так и хочется заорать: “Не надо раскачивать нашу общую лодку!”

...Когда мультяшный капитан Врунгель отправлялся в плавание на своей яхте “Победа”, неожиданно отвалились две первых буквы на надписи названия посудины. Осталось на корме слово “беда”. Потерянное “по” навлекло на отважного капитана немало забавных приключений. Это в сказке — в реальной жизни подобная утрата сулит гораздо больше неприятностей.

Около двух недель назад американцы ходили, задрав кверху нос от гордости за свою супердержаву. А сегодня они поднимают головы в небо, со страхом ожидая прилета нового самолета с террористами. Еще недавно они называли чеченских боевиков “повстанцами” и пеняли России по поводу “нарушения прав человека”, а теперь готовятся нанести ядерный удар по талибам, которые этих самых “повстанцев” финансируют и обучают на террористических базах. Как говорят в Одессе — это две большие разницы.

Мир вздрогнул и замер в ожидании. Погибших на Манхэттене и в Пентагоне безумно жаль, как может быть жаль погибших от дикой выходки террористов невинных людей. Кому мстили эти выродки, хладнокровно разрабатывая операцию и направляя самолеты-убийцы в здания Всемирного торгового центра? Всей Америке? Они не могли не знать, что последуют ответные удары, которые тоже унесут немало тысяч жизней, причем большей частью невинных. Последуют новые теракты и новые удары возмездия — так может длиться до бесконечности, вернее, до полного конца. Цепную реакцию трудно остановить: она превращается в неуправляемый процесс.

Когда два года назад прогремели взрывы в жилых домах в Москве, началась вторая война в Чечне. В отличие от первой ее практически единодушно поддержали в России: террористам нужно было отомстить. Рано или поздно эта война все равно бы началась: из-за стремления сохранить целостность государства, из-за беспредела чеченцев с захватами людей, из-за грабежей и насилий. Но тогда нужны были некие экстренные меры в ответ на дикую акцию террористов, и в ход пошли танки и бомбы. Наверняка численность погибших чеченцев (без учета боевиков) многократно превысила трагический список взорванных москвичей — таковы законы мести. Число погибших российских военнослужащих тоже оказалось немаленьким, но эти жертвы еще воспринимаются в стране как некая страшная необходимость при борьбе с чеченскими боевиками. Вероятно, что война могла быть другой, не такой кровавой и жестокой, но взрывы домов дали ей именно такой импульс.

Сейчас американский президент Буш тоже говорит о возмездии. Предупреждает, что война будет долгой и не обойдется без потерь. Нация внимает ему и соглашается на гибель своих солдат ради мщения. Если во время войны в Югославии конгресс США дал своим военным квоту на 100 гробов (если бы их было больше, в стране могли начаться общественные волнения), то теперь Америка готова принять и тысячу, и десять тысяч цинков с “грузом 200”. О численности возможных потерь в стане противника (а это может быть несколько стран) здесь пока не думают: за гибель соотечественников в Нью-Йорке и Вашингтоне американцы готовы принять в жертвоприношение миллионы людей. У названия американской лодки тоже потерялись две буквы...

Первым высекут Афганистан — именно не бен Ладена, не талибов, а всю страну. Запланированные ядерные удары обрушатся и на головы мирных жителей. Бомбы и снаряды не выбирают из своих жертв, кто прав, кто виноват, — они бьют по площадям. Российские “ковровые бомбометания” в Чечне еще покажутся гуманным оружием по сравнению с американской акцией возмездия. Вероятно, что и последние военные операции США в Югославии и в Персидском заливе — “Решительная сила”, “Буря в пустыне” и “Лиса в пустыне” — померкнут перед “Сияющей звездой”, в которую Америка вложит всю мощь своего военного кулака.

Потом, вероятно, настанет черед Судана, Йемена, Алжира, на территории которых процветают исламские фундаменталисты и создана целая сеть лагерей по подготовке террористов. Будет ли и здесь применяться ядерное тактическое оружие — еще вопрос, можно не сомневаться лишь в том, что и обычных смертоносных боеприпасов на эти страны обвалится немало. Скорее всего, США и их союзники будут действовать по уже отработанной схеме проведения военных операций, как это было, например, в Югославии. Вначале — массированные бомбежки военных объектов, уничтожение инфраструктуры и промышленных объектов, а затем — проведение сухопутной операции. Последнюю часть американцы не очень любят: именно при вхождении в непосредственное столкновение с противником можно понести серьезные потери.

Естественно, что самостоятельно провести такую мощную военную акцию армия США не в состоянии и поэтому сейчас активно вербует союзников. А с этим-то как раз и напряженка. Формально страны — члены НАТО одобрили и поддержали план американцев нанести удары и провести операцию возмездия против стран, поддерживающих террористов. На экстренном заседании в Брюсселе участники альянса даже рассмотрели пятый пункт договора, предусматривающий совместное ведение боевых действий в случае войны, чего ранее никогда не делалось. Однако не все союзники горят стремлением ринуться в бой и посылать свои войска в зону будущего конфликта. Даже Великобритания рассчитывает отделаться лишь предоставлением своих баз и авиации. В щекотливом положении оказалась и Турция, ближе других расположенная к Афганистану. Мусульманской стране как-то не с руки вступать в войну с исламским миром. Неожиданно поддержала США Япония, но и она вряд ли пошлет своих солдат воевать.

Впрочем, все это лишь дипломатические игры: совершенно очевидно, что дистанцироваться от грядущего вооруженного конфликта никому не удастся. “Либо с нами, либо против нас”, — этот девиз сегодня провозгласили США. Исламисты в ответ выдвинули свой ультиматум, пригрозив каждой стране, которая окажет помощь американцам, пусть даже опосредованно. Когда полетят первые бомбы, а в ответ прогремят новые взрывы террористов, отсидеться в европейском окопе не получится. Как ни странно, но именно Россия оказалась в самом выгодном положении, избрав тактику нахождения над схваткой. У нас шуры-муры и с мусульманами, и с американцами. Игра, конечно, рискованная, и когда-нибудь придется определяться и нам с выбором берега, но пока и президент Путин, и министр обороны Иванов заявляют о позиции невмешательства в вооруженный конфликт.

Нам бы со своей Чечней разобраться — это ведь тоже фронт борьбы с международным терроризмом. Правда, с разборкой что-то не особо получается. На минувшей неделе многократно зачищенная Чечня опять забурлила, а “восставшие из сортира” боевики едва не захватили второй по величине город в республике — Гудермес. Одновременно они напали и на Аргун, сосредоточили крупные силы в окрестностях Грозного и совершили целый ряд диверсий против федеральных сил. Генералы поспешили заявить, что ничего страшного не происходит: мол, боевики отрабатывают поступившие из-за границы деньги. Кабы так было! Последние события наглядно показали, что никакого полного контроля над Чечней как не было, так и нет. Боевики по-прежнему располагают серьезной силой и готовы сражаться с российской армией почти на равных.

Странно, но под шум американских взрывов российские военные не предприняли никаких активных действий, как это, например, сделали израильтяне в Палестине. Сегодня, когда мировое сообщество вряд ли будет пенять России за Чечню и признает чеченских боевиков террористами, можно было бы нанести мощный удар по бандформированиям даже с использованием тех средств и оружия, за которые раньше нас могли турнуть из Совета Европы. Получилось же все наоборот: активизировались именно боевики.

По большому счету, Чечня может стать моделью и для будущей американской войны в том же Афганистане — затяжной, с лишь видимым контролем территории, с многочисленными потерями. Если США пойдут на сухопутную операцию, то так оно и случится. Дальше Чечней может стать весь мир...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру