Боязнь высоты

Квартирные махинации главного обличителя армейской коррупции

  В середине минувшей недели в Минобороны прошло совещание, само по себе малопримечательное: обсуждались итоги подготовки войск за зиму. Однако на совещании этом прозвучало выступление, запомнившееся всем без исключения участникам.
     С речью о состоянии законности в Вооруженных силах к присутствующим генералам (и к министру обороны Иванову в том числе) обратился врио главного военного прокурора Александр Савенков.

     По оценке слушателей, прокурорское выступление не выглядело как серьезный анализ проблемы. Скорее это походило на обвинительный приговор.
     “Состояние законности в войсках, — сказал Савенков, — очень и очень тревожное”. И затем в течение получаса нарисовал такую ужасающую картину, что лишь военная подготовка спасла участников совещания от сердечных расстройств.
     Савенков приводил массу примеров преступлений, злоупотреблений в армии. Всякий раз он подчеркивал (или давал понять), что ситуацию исправило лишь вмешательство военной прокуратуры. Армейское руководство, дескать, закрывает на все происходящее глаза. Он даже посетовал, что “усилий одних только прокуроров недостаточно, нужны решительные меры со стороны органов военного управления”.
     Полководцы чувствовали себя, словно нашкодившие школьники в кабинете директора. Особенно когда Савенков завел речь о самом наболевшем — злоупотреблениях с генеральскими квартирами.
     Он сыпал примерами, называл фамилии нечистоплотных военачальников, требовал усиления контроля со стороны Министерства обороны и организации регулярных выездных проверок. “Если нужно, — по-отечески предложил прокурор, — мы тоже готовы принять участие в этих проверках”.
     Что ж, идея хорошая. Только проверки эти надо начинать с себя...
     ...“Обличитель генералов” Александр Савенков сделал головокружительную карьеру. В Москву из далекого Забайкальского округа он приехал только в 93-м году. На должность рядового прокурора ГВП. Майором.
     Сегодня он уже генерал-майор. С недавнего времени — первый зам. главного военного прокурора. И наиболее реальный претендент на кресло главного армейского законника страны.
     Прошлое забывается быстро. С высокой трибуны Савенков обличает сейчас генералов, погоревших на махинациях с квартирами. Например, заместителя командующего космическими войсками Калиничева, который (по словам Савенкова) распределял жилье в РВСН “в обход жилкомиссий, без учета существующей очередности”. Или — командира в/ч 03103 генерал-лейтенанта Кураева, совершившего “хищение квартиры путем мошенничества”.
     О себе, любимом, Савенков, разумеется, не упоминает. Между тем список этот вполне может быть продолжен его фамилией...
     Квартирная эпопея будущего “светила юриспруденции” началась сразу же после его переезда в столицу.
     Жить Савенкову тогда было негде. Правда, в мае 93-го жилкомиссия ГВП ставит его на очередь в кооператив (да и то с нарушениями: в протоколе заседания комиссии для пущей солидности Савенков именуется “подполковником юстиции”, тогда как он еще майор и подполковника ему дадут лишь в 95-м). Но никаких льгот и особых заслуг у Савенкова нет, и ждать своей очереди можно до бесконечности.
     Мы не знаем, каким образом нашему герою удалось обаять руководство ГВП, но в октябре 94-го заместитель главного военного прокурора Смирнов неожиданно пишет письмо тогдашнему главкому внутренних войск Куликову (будущему министру). В письме он просит — в виде исключения — выделить Савенкову квартиру из фонда внутренних войск вне всякой очереди. Мотивация оригинальная: дескать, тот надзирает “за исполнением законов должностными лицами ГУК ВВ МВД”.
     По логике вещей, надзирающий прокурор как раз и не должен получать квартиры от тех, за кем присматривает. В противном случае, о какой объективности может идти речь — руку дающего не кусают. Но МВД идет прокуратуре навстречу, тем более что ГВП письменно обещает: через год-другой мы с вами рассчитаемся, вернем равнозначную квартиру из прокурорских фондов.
     В феврале 95-го Савенков с семьей переезжает во вполне приличное гнездышко на Мичуринском проспекте общей площадью без малого 80 метров. Однако жадность человеческая границ не имеет.
     В мае 97-го нашего героя назначают первым замом военного прокурора Приволжского округа. Он уезжает из Москвы в Самару, получает там квартиру из фондов Минобороны и, соответственно, московское жилье должен сдать. Но кто лучше прокуроров знает, как нужно обходить законы? Вместо этого Савенков быстренько приватизирует квартиру на Мичуринском проспекте и таким образом страхуется от всех возможных катаклизмов. Отменить приватизацию может только суд, но кому охота судиться с прокурором?
     Правда, комиссии, которые проверяли распределение жилья в Главкомате внутренних войск, неоднократно указывали на нарушение Жилищного кодекса в истории с квартирой Савенкова. В выводах одной из комиссий (ее проводило ХОЗУ МВД) было прямо написано: “принять меры по возврату долга ГВП в связи с предоставлением в 1995 г. ее сотруднику Савенкову А.Н. 3-комнатной квартиры”, однако все это так и осталось на бумаге.
     Да-да, вы не ослышались: несмотря на многократные заверения, Главная военная прокуратура до сих пор не вернула свой долг внутренним войскам. Никакой квартиры взамен савенковской из прокурорских фондов предоставлено не было.
     Но какое дело до этого генералу Савенкову (хотя, кстати, расплатиться с долгами теперь в его власти). Вместе со служебным ростом растут и его аппетиты.
     В 99-м Савенков пишет рапорт. Он просит улучшить свои жилищные условия ввиду того, что на его иждивении находятся престарелые родители, которые “по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям не имеют возможности проживать в этой квартире”. Собственно, доставка стариков из деревни для увеличения жилплощади — способ не новый. Нечто подобное в “Мертвых душах” описал еще Гоголь. Но прокурор Савенков не удосуживается даже сделать элементарного: прописать родителей в квартиру.
     Однако маневр удается. Сердобольная центральная жилкомиссия Минобороны принимает решение: предоставить Савенкову новую, 4-комнатную квартиру из армейских фондов. Копию этого решения, имеющуюся в распоряжении редакции, вполне можно демонстрировать студентам юридических вузов как пример новейшего трактования законов.
     Целую страницу занимает здесь перечисление причин и нормативных документов, объясняющих, почему Савенкову не положена новая квартира. И неожиданный вывод: не положено, но все равно дадим. Одна из причин — престарелые родители, “которых он хотел бы забрать к себе, но из-за имеющихся у них заболеваний не может поселить на последнем этаже”.
     Забегая вперед, сразу скажем, что родители генерала Савенкова по-прежнему живут в Орловской области. Возможно, они даже не ведают, как сын спекулирует на их имени...
     30 августа 2000 года появляется приказ Кожина, управляющего делами Президента РФ, по которому Савенков наделяется 4-комнатной стометровой квартирой в генеральском доме на Рублевском шоссе. В этом же приказе говорится, что свою старую квартиру он должен немедленно освободить и передать по договору дарения Министерству обороны.
     Савенков, понятно, не возражает. Он даже пишет на имя Кожина соответствующее обязательство: все верну, не беспокойтесь.
     Это еще один образец, достойный изучения будущими прокурорами. В обязательстве генерала нет... даты. Как юрист Савенков не может не знать, что, согласно Гражданскому кодексу, документ без даты — это вообще не документ. Так, бумажка.
     Ну а раз обязательство недействительно — какой смысл его исполнять?.. Сдал ли Савенков обещанную квартиру? Сомневаемся. Процедура дарения — штука дорогостоящая, а генералу, при его нищенской зарплате да еще истощившемуся после дорогостоящего евроремонта кошельку, нотариальные услуги не по карману.
     Сдаст ли? Это уже вопрос надзора военной прокуратуры. Вот будет номер: если генерал Савенков возбудит уголовное дело против себя самого...

* * *

     ...Выступая с обвинительной речью перед руководством Министерства обороны, врио Савенков особенно сетовал, что в жилье нуждаются сейчас 120 тысяч военнослужащих, которые вынуждены скитаться по съемным углам по вине зажравшихся генералов.
     Эта цифра могла быть ровно на двух скитальцев меньше. Если бы не борец с преступностью в Вооруженных силах генерал-майор Александр Савенков.

* * *

     Преступника всегда тянет на место преступления. Есть такой закон психологии.
     Никто не дергал Савенкова за язык, требуя, чтобы он бичевал жирующих квартировладельцев с лампасами. Сам вызвался.
     Смотрел наверняка с высокой трибуны на простых генералов — не прокурорских, тех, кому не положено жулить, и упивался собственным всесилием.
     Вот и доупивался...
     Психология — великая вещь...
    
     Р.S. По нашей информации, к 12 июня Савенков ожидает присвоения очередного звания — генерал-лейтенанта. В отличие от своих престарелых родителей, он высоты не боится...
     Р.Р.S. Традиционно просим считать эту публикацию в соответствии со ст. ст. 108, 109 УПК РСФСР официальным обращением к Генеральному прокурору Российской Федерации и основанием для проведения проверки.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру