Нечеловеческий голос генсека

Брежнев сходил с ума от пения канареек

  Была у досточтимого Леонида Ильича Брежнева страсть. Нет, о неистребимой страсти к лобзаниям знают все, а вот о всепоглощающей любви к этим сладкоголосым трепетным созиданиям — лишь единицы. Причем доходило до того, что, даже опаздывая на очередное заседание Политбюро, генсек не мог отказать себе в удовольствии заехать полюбоваться певуньями... на Птичий рынок. Нравились ему и желтенькие, как лимончики, и оранжевые, как спелые апельсины, и зеленоватые, как молодой виноград. А уж когда раскрывали свой ротик, напыживались и из крохотной груди вырывались умопомрачительной красоты трели и рулады, Брежнев от восторга мог и всплакнуть. И виной всему этому сумасшествию махонькие заморские птички — канарейки.
Вы не были на Канарах?
     Много сотен лет тому назад суровые испанские конкистадоры, закованные в латы, чертыхаясь, брели по влажным тропическим лесам свежеоткрытых Канарских островов. В густой листве порхало несметное число невзрачных маленьких серо-зеленых пташек, но как они пели! В родную Испанию наряду с пряностями и редкими породами дерева “поплыли” клетки, битком набитые птичками, получившими название канарио.
     Дело в том, что у канареек красиво и заливисто поет только самец, самочка лишь скромно пытается его копировать, но чаще всего неудачно. Однако дело было не в песне. Первыми попытались монополизировать канареечный бизнес испанские монахи. Кенары без пары размножаться не могли, соответственно, спрос на птичек был регулярный. Стоил сладкоголосый певец даже не на вес золота, поскольку птичка весит всего 30—50 граммов. За особо талантливых особей давали целые замки и даже земельные владения размером с маленькое королевство. Кто и как, под страхом смертной казни, сумел провести самочку канареечки в Европу, сейчас уже неизвестно. Но только с этого времени канарейки стали полноправными хозяйками мещанских гостиных и царских покоев, трактиров и придорожных кабаков.
     Но на зануд и педантов англичан канареечные рулады, видимо, не произвели должного впечатления, и они кинулись выводить декоративных канареек — с хохолками, гребешками, помпонами, кудрявых, длиннохвостых, махровых и даже всех цветов радуги. Правда, поют они не так хорошо, как их скромно “одетые” собратья, но жителей туманного Альбиона это не особо волнует.
     В Германии природные канареечные трели тоже не особо прижились, у бюргеров в почете “искусственные песни”. Кенаров-роллеров учили и учат петь под всевозможные дудочки и шарманки, коленца получались низкие, хрипловатые, перекатистые (отсюда и название “роллер” — “катящийся”). Причем немецкие птички поют с закрытым клювом! В горах Гарца страстный канаровод по фамилии Вольшланг построил для своих питомиц целую консерваторию. И даже изобрел хитроумный орган, приводимый в движение водой и имеющий девять различных тонов. Благодаря сему чудесному инструменту канарейки учатся модулировать свое пение. А так заливисто и виртуозно поют птицы потому, что голосовой аппарат их устроен очень хитрым образом — у них не одна гортань, а целых две. Еще в голосе птиц ученые обнаружили ультразвуковые обертоны, которые не воспринимает ухо человека. И в Испании, в городе Бадалона, клуб любителей канареек построил для своих питомцев отель. По мнению испанцев, кенары нуждаются в общении не меньше людей, да и к тому же при тесном контакте они лучше поют.
     Вот только в Америке цена, трели или оперение интересуют покупателей канареек меньше всего. После событий 11 сентября специалисты сообщили, что эти птицы более чувствительны к ядовитым газам, чем люди. Наличие даже небольшой концентрации отравляющего вещества в воздухе приводит к мгновенной смерти птицы. Из-за этой особенности канареек раньше даже брали с собой в забои шахтеры. Янки тут же раскупили всех птах, но продавцы и зоологи обеспокоены тем, что птицам не будет обеспечен необходимый уход и забота, и они могут умереть просто от голода и сквозняков. А директор медицинского зоологического центра Майкл Гарви заявил, что со стороны американцев “очень глупо” надеяться на столь ненадежный индикатор химической опасности и что канарейки — это не метод борьбы с терроризмом.
Горбатую могила не исправит
     — Но не только певчих канареек можно увидеть в столичных зоомагазинах, есть даже фигурные и горбатые. Этих пташек специально выращивают в маленьких клеточках, где птица не может “в полный рост вытянуться”. У кудрявых канареек с голосом беда, а вот с роскошным оперением проблем нет, только разглядеть в облаке перьев саму птичку очень сложно, — рассказывает Петр Завьялов, канаровод с сорокалетним стажем, из них двадцать торговал на Птичке.
     — По простоте содержания канарейка может соперничать с курицей. Было бы тепло, без холодных сквозняков и духоты, зерносмеси вволю и свежая водица. К тому же исследования, проведенные психологами, показали, что слушание песен канареек снимает стрессы, напряжение и успокаивает нервы гораздо эффективнее созерцания аквариумных рыбок.
     У канареек поет только самец, и, соответственно, кенар стоит в несколько раз дороже. Но вот отличить самца от самки может только очень большой специалист, к сожалению, у этих птиц половой диморфизм ярко не выражен. Да и не всякому продавцу в выборе можно довериться, — откровенничает Петр Иванович. — Тут совет может быть только один — пока птичка не запоет, не спешите раскошеливаться. Первые пробы голоса кенар осуществляет в месячном возрасте, но по-настоящему начнет петь только в более зрелом возрасте. При покупке нелишне обратить внимание на здоровье пернатого солиста — птичка не должна быть слишком старой или тощей (хороший признак — округлое брюшко, и если подуть на перышки — розовая кожа). Если вы заинтересованы именно в отличном певце, то в этом случае кенар обречен на одиночество, семейные поют гораздо меньше и хуже.
     В питании канарейки непритязательны, но к готовой зерновой смеси можно иногда добавлять деликатесы. К ним относятся кусочек вкрутую сваренного яйца, немного свежего творога, и не откажутся птички полакомиться мотылем или мучными червячками.
     Также не возникает особых проблем при разведении канареек. Если пара понравилась друг другу, то через неделю в гнездо (продаются в зоомагазинах) самочка отложит от 3 до 7 яиц. Через пару недель появятся птенцы.
Песнь из-под палки
     Из-за плотной дымовой завесы доносились нежные канареечные трели. Разновозрастные мужики в застиранных рубашках и мятых пиджаках, с объемными сумками, нервно переминаясь, курили на лестнице — Московский международный конкурс песни канарейки овсяночного напева встречал участников.
     Женщин здесь не жалуют, говорят, что только настоящий мужчина слышит и понимает красоту песни кенара — напевы, россыпи, колена. Да и какой домохозяйке придет в голову специально учить эту крохотную лимонную птичку петь? А сильному полу все нипочем, ведь чтобы канарейка красиво и правильно запела, требуется почти целый год беспрерывных занятий. Вот и таскают с собой на работу клетки с пташками, берут отпуск за свой счет и учат, учат. Записывают и составляют понравившуюся песню на магнитофон и крутят канарейке круглые сутки. Сидят у клетки с гусиным пером, которое называют палкой, и если птичка сфальшивила, то в наказание могут и “отшлепать”. Но и это не главное: для того чтобы пение канареек было более нежным, их держат в черном теле — на строжайшей низкокалорийной диете. Чем толще пташка, тем громче и грубее у нее голос.
     Канарейка по своей природе — пересмешник и перенять манеру пения может любую. Например, в Европе этих птичек учили петь под дудочку и свистульки, а у нас, у русских, своя любовь к пению лесных птиц. Вот и учили российских кенаров овсянки, синицы да соловьи — так двести лет назад появились канарейки овсяночного напева. Причем подражание соловью до сих пор считается у канароводов плохим тоном.
     Славились своими птицами Калужская, Смоленская и Тульская губернии, под их разведение отдавались чердаки домов. Взращенных и обученных кенаров в закрытых утепленных каретах, оборудованных специальными печками и грелками, везли за Урал, в Сибирь. К месту назначения цена птички множилась в геометрической прогрессии, но спрос не падал. Своеобразную роль во введении моды на канареек сыграли русские трактиры. Благодаря этим птичкам, поющим без устали круглый год, трактирщики экономили на музыкантах.
     В свое время любителями и ценителями пения русской канарейки были Бунин, Куприн, Римский-Корсаков, Глинка, Тургенев, а Федор Шаляпин и Максим Горький специально захаживали в трактиры “на канареек”. Но революция и Первая мировая война сослужили для русских канареек плохую службу, революционеры объявили канарейку символом мещанства.
     Но не всем по карману профессионально поющая канарейка, раньше цена на голосистого певца переваливала за тысячу долларов. Сейчас же упала до пятисот зеленых.
     Конкурс песни — занятие не для слабонервных: говорят, такие потасовки случаются из-за якобы неправильно поставленных баллов. Канароводы — народ горячий, за свою птичку могут и по физиономии съездить, и матом обложить. Ну а если все довольны и медали розданы достойным, то тут не грех за любимца и рюмку водки опрокинуть. Пой, пташечка, пой! Пой, не умолкай!
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру