Кто автор программы
мальчишки или бюрократия?
Но просто сказать, что наконец и Россия “присоединилась” к мировой цивилизации, — явно недостаточно. Ведь к другим достижениям цивилизации — высокой производительности труда, достойной по уровню заработной плате, свободным от “административного ресурса” выборам — мы никак не доберемся. А вот к задворкам цивилизации, к свалкам ее отходов — и в прямом, и в переносном смысле — пожалуйста.
Футбольное хулиганство во всех цивилизованных странах процесс в основном стихийный, развертывающийся вне механизма власти и поэтому противоречащий ей. У нас ситуация другая. Мы имеем все основания утверждать, что наши погромы непосредственно связаны с нашей бюрократией .
Исторический опыт и царской России, и Советского Союза дает нам достаточно примеров того, что вроде бы стихийные, самые что ни на есть “народные” уличные выступления — нередко, если не сказать постоянно — были связаны с государственной машиной. Достаточно прочесть воспоминания, например, графа Витте о его контактах с теми, кого в нашей истории называли черносотенцами. А в советские годы я сам — как комсомольский руководитель — организовывал народные “штурмы” иностранных посольств: и в кризисные дни осени 57-го года, и в дни обострения отношений лидеров КПСС с лидерами КПК. Ну а сегодня?
Надо вспомнить все предыдущие действия правоохранительной системы и всех властей в отношении погромов на рынках, погромов в синагогах, избиений на улицах, взрывов памятников. Вот и возникла ситуация, когда очевидно, что забитый в наши ворота японцами гол ничто по сравнению с погромным плевком в лицо репутации всей страны. С каким видом наши руководители будут подавать заявки на разного рода международные соревнования в Москве? Власти пытались представить эти погромы чем-то вроде хулиганства. Хотя в мире их обычно называют терроризмом. У нас же трактовали как детские шалости. И милиция, и прокуратура, и суды явно старались “не углубляться”.
Поэтому можно утверждать, что наша бюрократия плохо подготовила , а то и вообще не подготовила контрмеры на случай футбольных эксцессов. Налицо то, что в любом демократическом суде назовут попустительством .
Но дело не только в попустительстве. Наша бюрократия уже чуть ли не месяц буквально разжигает страсти — особенно по телевидению — вокруг выступления нашей футбольной команды в Японии. Раздутая бюрократами истерия — второй фактор погрома.
Все, что касается футбольного чемпионата, стало объектом невиданной даже в советское время пропагандистской шумихи. Средства информации взвинчивали истерию в стиле “холодной войны”. Наше телевидение довело до высшей точки накала миллионы граждан. Именно этот прессинг бюрократии буквально погнал молодежь к заблаговременно и продуманно выставленным телеэкранам на площадях Москвы.
Я очень надеюсь, что честные депутаты проведут настоящее расследование: кто и зачем кликушествовал, на чьи деньги устроили этот шабаш?
В советские времена спорт делали заложником политики. Я еще не забыл, как наших футболистов, проигравших “титовской” Югославии, клеймили чуть ли не как пособников “клики Тито — Ранковича”.
Для тоталитарной системы, где все тотально взаимосвязано, — такой подход логичен. Но почему и у нас сегодня спортивные результаты вновь упорно “загоняют” в русло государственной политики?
Российская бюрократия решила обогнать даже советскую бюрократию. В советское время лидеры государства лично не провожали ни Папанина на Северный полюс, ни Гагарина в первый полет в космос. Хватало ума устраивать торжественные встречи после возвращения, после достигнутого успеха. Хватало ума понять, что правители, лично напутствующие или вдохновляющие отъезжающих — уже берут на себя часть ответственности за результат.
Что еще стоит за погромом? Общая ситуация, толкающая молодежь на эксцессы. Часть молодежи учится. А остальные? Что им остается? Улица? Пивные? Следовать рекомендациям государственного телевидения и бежать за “Клинским”? Никто в системе власти достаточно серьезно неучащейся частью молодежи не занимается. Наша бюрократия бросила на произвол судьбы достаточно весомую часть молодого поколения.
Бюрократия не только сама не заботится о молодежи. Она буквально душит налогами всех, кто пытается посвятить себя работе с молодежью: и самодеятельные организации, и частные учреждения. Дело доходит до анекдотической ситуации, когда льготы по вздутой арендной плате предоставлены православным (!) учебным заведениям. Но если даже организованные опытными людьми школы, вузы, клубы не могут отбиться от опустошительных набегов российской бюрократии, то что могут сделать самодеятельные молодежные организации?
Где льготы молодежным кооперативам? Где льготы молодежным туристическим группам? Где бесплатные дни и часы в государственных спортзалах и в частных фитнес-клубах? Где льготные билеты для молодежи в театрах?
Нет денег? Да 50% того, что истратили на зимнюю Олимпиаду, 50% того, что потратили на этот футбольный чемпионат, — хватило бы на работу сотен молодежных спортклубов. Тех самых, в которых выросли бы, в конце концов, футболисты, способные попадать мячом в ворота противника.
Бюрократия считает чуждым стране все, что чуждо ей . А чуждо ей то, что выходит из-под ее контроля . Вот и мешает бюрократия всем, кто хочет работать с молодежью, минуя власть, частным образом, инициативно.
Бюрократы — люди опытные. Хотя они “взвинтили” напряжение вокруг игр, но сами-то они играли в беспроигрышный вариант. Победит ли наша футбольная команда, проиграет ли — бюрократия выиграет. В чем?
Сверхажиотаж вокруг отъезда футболистов в Японию и вокруг их выступлений там легко объяснить, если съездить на заправочную станцию и посмотреть на цены на бензин. Советую также сравнить цены на продукты питания и тарифы на коммунальные услуги за последние десять месяцев.
Вот и остается руками молодежи, по существу детей, устраивать “отвлекающие” акции. Улыбками зарубежных гостей отделаться не удается.
Я не сомневаюсь, что среди мальчишек зачинщиков найдут. И накажут. И это правильно. Надо учить ответственности. Но ведь молодежь — жертва больших дядей из системы бюрократической власти.
В первую очередь надо наказывать тех, кто потворствовал развитию у молодежи ощущения безнаказанности, допустимости и нормальности подобных действий.
В первую очередь надо найти тех, кто разжигал и разжигает способствующую подобным действиям истерию.
В первую очередь надо призвать к ответу тех, кто рассматривает все сферы работы с молодежью как источник доходов по линии налогов, арендных платежей, тарифов за коммунальные услуги, а не как область первоочередных по важности для государства инвестиций: и в государственные, и особенно в негосударственные структуры.
В первую очередь надо выявлять тех бюрократов, кто, не сумев работать сам, не хочет оказывать поддержку всевозможной молодежной инициативе и другим частным усилиям.