Тропа террора

Следы от взрыва в Каспийске тянутся к бен Ладену

  В Каспийске на месте страшного взрыва, прозвучавшего во время праздничного шествия 9 Мая, по сей день горят свечи. Плавленый воск стекает на почерневший от гари и горя асфальт, а люди снова и снова приносят сюда цветы и свечи. Они поминают погибших и молят своих богов — кто об умиротворении душ павших, кто о примерном наказании изуверов. Но если чистые души детей и солдат, разорванных чудовищным взрывом, наверняка прощены, то с наказанием подрывников пока выходит заминка. И это вовсе не оттого, что оперативники, следователи, сотрудники милиции и ФСБ сидят сложа руки. Напротив, они без сна и отдыха идут по бандитскому следу. Другое дело, что каспийский взрыв снес ширмы и обнажил такие чудовищные змеиные клубки терроризма, расплодившиеся на Северном Кавказе, что даже у видавших виды чекистов захватило дух.
 
   
     Что удалось выяснить за полтора месяца? Прокурор Каспийского района Дагестана Ахмед Магарамов немногословен и старается поменьше раскрывать журналистам непростые повороты расследования. Пока можно говорить только о том, что удалось установить экспертам. Самодельное взрывное устройство было изготовлено из армейской противопехотной мины МОН-50. МОН расшифровывается как “мина осколочная направленная”. Это 700 граммов тротила и шариковые поражающие элементы, которые при взрыве разлетаются на 50 метров. Но мощность “каспийской” адской машинки превышала 5 килограммов тротилового эквивалента: заряд был усилен тротиловыми шашками. Как известно, при взрыве 30 человек погибли сразу, 12 скончались в больничных палатах, более 130 участников праздничного шествия получили ранения различной степени тяжести.
     Взрывчатку, судя по всему, заложили часа за два до прохождения праздничных колонн. Дело в том, что и ночью, и рано утром всю прилегающую к улице территорию тщательно обследовали саперы. А непосредственно перед началом праздника осмотр был скорым — больше для проформы. Сам подрывник, похоже, находился либо в квартире ближайшего дома, либо во дворе, откуда по радиосигналу и была взорвана эта усиленная мина. Кстати, практически все жильцы близлежащих домов взяты чекистами на заметку. Кроме этого, в республике по сорока адресам проведены обыски, о результатах которых следствие предпочитает не распространяться.
     На сегодняшний день нам известно, что дагестанскими и федеральными агентами ФСБ задержаны братья Артур и Заур Мамаевы, а также Шамиль Мамаев. Все они прошли обучение в чеченской диверсионной школе Хаттаба. Причем непосредственным инструктором и воспитателем этих дагестанских ваххабитов был один из приближенных к Хаттабу людей — Абу-Джафар. По мнению следствия, до Каспийска эта боевая группа взрывников оставила не один кровавый след в Дагестане. За ними, в частности, минирование и взрыв армейского грузовика с солдатами внутренних войск и “уазика” возле здания комендатуры в Махачкале.
     Однако есть все основания полагать, что задержанные — мелкая сошка среди тех, кто готовил этот теракт. Командир группы Раппани Халилов, например, скрывается в Чечне. До недавнего времени о нем было известно немного. Ему 30 лет, он лакец, родом из Буйнакска, в федеральном и международном розыске с 1999 года. До 1998 года владел пекарней, затем оказался в Карамахах, где женился на даргинке Патимат, чья сестра, в свою очередь, замужем за Хаттабом. В “послужном” списке Халилова — подрыв железной дороги Москва—Баку, взрыв на нефтепроводе, активное участие в набеге на Дагестан. Но не только.
     Как стало известно отечественным спецслужбам, Раппани Халилов — один из самых активных членов дагестанского филиала международной террористической организации “Тарик-ут-Танзыф”. В переводе с арабского это означает “Путь очищения”. Сегодня уже известно, что эта организация приходит на смену небезызвестной “Аль-Кайеде”. От нее переходят в структуры “Тарик-ут-Танзыф” законспирированные подразделения террористов-боевиков по всему миру, диверсионные школы в Пакистане, Иордании, а самое главное — финансы и система их пополнения. Однако, по некоторым данным, “Путь очищения” с самого начала планировался как дублирующая организация “Аль-Кайеды”.
     И “Аль-Кайеда”, и “Тарик-ут-Танзыф” созданы на деньги Усамы бен Ладена и, как ни печально, ЦРУ. Именно деньги американских спецслужб вдохнули жизнь в дохлую некогда структуру борцов за “чистый ислам”. Именно миллионы Усамы сделали ее мировым монстром. Всего в “Тарик-ут-Танзыф” значатся семь структурных подразделений: в Саудовской Аравии, Египте, Пакистане, Иордании, США, Турции и уцелевшие осколки “Аль-Кайеды” в Афганистане.
     Для России, конечно, эти зарубежные филиалы террористов представляют определенную угрозу. Но куда большую опасность российские спецслужбы видят в тайной деятельности организации на территории нашей страны. Сегодня известно не только о попытках проникновения эмиссаров “Тарик-ут-Танзыф” в северокавказские республики, но и о создании там зародышей будущей большой структуры. Это “Ат-Тарик Аль-Адиль” (“Праведный путь”) в Карачаево-Черкесии, “Тарик Аль-Барара” (“Путь праведников”) в Ингушетии, “Тарику-Ль-Ислям” (“Путь ислама”) в Адыгее, “Нур Ат-Тарик Аль-Ислями” (“Свет исламского пути”) в Татарстане и Башкирии, а также “Ат-Тарику Ас-Салис” (“Третий путь”) в... Москве. В Дагестане “Путь очищения” был представлен организацией “Тарик-ун-Нур” (“Путь света”). Причем Раппани Халилов был близок к руководству этой организации, но первым лицом здесь не был.
     Практически всеми российскими “филиалами” управляют зарубежные эмиссары — преимущественно выходцы из Саудовской Аравии, Иордании. На счету этих организаций — подготовка специальных богословских кадров в исламских зарубежных центрах, которые по сути являются проводниками главного большого центра. Распространение подрывной литературы среди прихожан мечетей северокавказских республик. Доставка в Россию крупных партий фальшивых долларов для покупки оружия, боеприпасов, взрывчатки, а также доставка крупных партий наркотиков. Вырученные средства направляются опять же на закупку оружия, функционирование созданной законспирированной террористической структуры.
     Конечно же, главные усилия главарей “Тарик-ут-Танзыф” сосредоточены в Чечне и приграничных районах Дагестана. Для этого региона только за последние полгода высшим советом “Пути” было выделено более 23 миллионов долларов. (Непосредственно на места дошло только 15.) Представители “Тарика” введены практически во все мало-мальски весомые структуры чеченских бандформирований, они жестко контролируют высший военный совет “Меджлис-уль-Шура”, Комитет объединенных сил моджахедов Кавказа, Конгресс народов Чечни и Дагестана.
     Кстати, именно эмиссары “Тарика” разработали и осуществили всем известную своего рода разведку боем в Абхазии — когда гелаевские банды прошлись рейдом по абхазской территории. Тогда многие посчитали это авантюрой. Если же увязать в одну цепочку почившую “Аль-Кайеду”, набирающий обороты “Тарик-ут-Танзыф”, гелаевский рейд, взрыв в Каспийске, другие теракты, которые раньше казались бессмысленными, то невольно обнаруживаешь признаки планомерной и жестокой осады.
     Чьи нервы и воля окажутся крепче?..
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру