Путягой по жизни

Хороший рабочий стоит дороже инженера

  По программе модернизации российского образования в ближайшие 2—3 года приоритетное внимание будет уделено развитию профучилищ, колледжей и техникумов. Об этом шла речь на специальной коллегии, в которой помимо двух министерств — образования и труда — приняли участие российские промышленники и предприниматели.
     Современные “капитаны производства”, как выяснилось, весьма обеспокоены снижением качества начального и среднего профобразования в стране. Директора крупных машиностроительных заводов жалуются, что не могут найти квалифицированных операторов для станков с ЧПУ (числовым программным управлением). Притом что зарплата таких рабочих — 9—10 тысяч рублей в месяц — выше, чем у многих инженеров.
     Количество профессиональных училищ в последние годы постоянно сокращается — с 4,2 тысячи в 1985 году до 3,8 тысячи в 2002-м. Главная причина — элементарная нехватка средств. Хотя в этом году денег на начальное профобразование выделено на 88% больше, чем в прошлом (16,2 миллиарда рублей против 9,9), но этого все равно мало. Средняя зарплата педагога и мастера училища — 800—1000 рублей. Молодых ребят такие деньги, понятно, не прельщают. Вот и трудятся в профучилищах преподаватели пред- и постпенсионного возраста.
     В советские времена все ПТУ имели шефов. Это были богатые заводы и фабрики, которые поддерживали своих подопечных деньгами и оборудованием. Теперь же большинство училищ брошено на произвол судьбы — точнее, они оказались на шее у государства и субъектов Федерации. Как результат — материальная база большинства училищ не менялась последние 30 лет, оборудование и станки безнадежно устарели. Денег на обновление и зарплату преподавателям нет ни в госказне, ни в местных бюджетах, ни у самих училищ...
     — Почему государство должно готовить специалистов для работодателей бесплатно? — возмущался на коллегии по начальному и среднему профобразованию министр труда и социального развития Александр Починок. — Образование — это рынок, и за знания работников нужно платить.
     Разумеется, платить должны не учащиеся (большинство их — ребята из неполных и неблагополучных семей), а те, на кого они потом будут вкалывать. Давно пришла пора брать с владельцев “заводов, газет, пароходов” деньги за подготовку квалифицированных рабочих и техников.
     Другая головная боль российского профобразования — ожидаемый с 2007 года демографический спад. Сейчас в стране ситуация со школьниками еще более-менее благополучная. В 2002 году 9 классов закончило 2,24 млн. человек, а 11 — 1,32 млн. Но через пять лет, по прогнозам специалистов, число выпускников уменьшится почти на треть. Количество бюджетных мест в вузах и колледжах станет больше, чем претендентов на них. Профучилища в этой ситуации останутся вообще без учеников. В некоторых отраслях, по словам Починка, уже сейчас наблюдается дефицит рабочих. А что будет через семь лет? Кто придет на заводы и фабрики? Резерв рабочих, по его мнению, — это военные-отставники и... инвалиды.
     — Большая часть нашего социального бюджета тратится, как ни парадоксально, на абсолютно здоровых и физически крепких людей. Портрет самого социально защищенного человека в России таков: 45 лет, майор в отставке, высшее образование. Такой мужик — с руками, ногами и головой — вполне может еще работать. И не обязательно на руководящей должности или охранником. Следует тратить деньги не на его содержание, а на его переподготовку.
     Другой рабочий резерв — инвалиды. 16% инвалидов (почти 2 миллиона человек) способны достаточно успешно трудиться и обеспечивать себя, необходимо только оборудовать для них рабочие места. Это отвечает интересам и госбюджета, и их самих.
     Бывший советский премьер-министр, а теперь депутат Госдумы Николай Рыжков также высказался за поддержку профобразования. В Бразилии, по его словам, только в одном штате ежегодно готовят более миллиона рабочих. А во всех российских училищах и профессиональных лицеях — всего 758 тысяч в год.
     — Наш “Москвич” никогда не догонит по качеству немецкий “Фольксваген”, — заявил Николай Иванович. — В Германии 40% рабочих имеют высшую квалификацию, в России — только 5%.
     На переподготовку рабочих в России тратится 0,05—0,1% ВВП, а нужно как минимум 2%. Пока этого не будет — не стоит и мечтать о качественных отечественных авто.
    
     11% учащихся ПУ имеют образование ниже основного (5-8 классов, иногда 2-3).
    
     Наибольшей популярностью среди учащихся ПУ пользуются профессии торгового коммерсанта, официанта, бармена, парикмахера и автослесаря. А вот на рынке труда легче всего устроиться строителям и станочникам всех профилей. После окончания училища сразу находит работу 84% выпускников, 9% “пэушников” поступает в вузы и колледжи.
    
     В РФ действует 3872 училища и профессиональных лицея. В них учится 1,65 миллиона ребят. Ежегодно 20% выпускников девятых классов и 15% — одиннадцатых пополняют ряды современных “пэушников”.
    
     В Москве открыто 167 профучилищ, в которых занимается почти 75 тысяч человек.
    
     Среднее профобразование представлено в России 2761 техникумом и колледжем. Плюс 150 негосударственных ссузов. В них постигают основы производства 2,4 миллиона студентов.
    
     Число бюджетных мест в ПУ должно быть не менее 130 на 10 тысяч населения, а в ссузах — 150. Количество же обучающихся в настоящее время — 114 и 165 человек на 10 000 соответственно.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру