Промокашка, 20 лет спустя
Иван Бортник: “Я переиграл всех городских и сельских дегенератов”
Я не знала, как построить нашу беседу. Подробной информации об этом актере найти не удалось. То, что он несловоохотлив, меня предупредили старые друзья Ивана Сергеевича. “Слова клещами не вытянешь, — утверждали они. ”
И все-таки мы встретились. В маленькой квартире на Ленинском проспекте. “Это не квартира, а вагон поезда Москва—Ленинград”, — открыл дверь Иван Сергеевич. Он почти не изменился за двадцать лет с тех пор, как сыграл эпизодическую, но яркую роль Промокашки в фильме “Место встречи изменить нельзя”. В гостиной на стене висят фотографии жены, коллег по цеху — и огромные портреты Владимира Высоцкого.
— Иван Сергеевич, в Театре на Таганке вы работаете с 1967 года. Выбор театра связан как-то с Высоцким?
— После Щукинского училища меня пригласили аж в шесть театров. Среди них были “Ленком”, Пушкинский, Театр миниатюр, Театр на Таганке... Я выбрал Гоголевский. Туда я пошел за компанию с приятелем. В Театре Гоголя я переиграл всех городских и сельских дегенератов. Там был очень забавный репертуар. А потом я вспомнил о своем учителе Юрии Любимове. И перешел к нему. Так что с Высоцким это никак не связано. Я его тогда вообще не знал. Слышал какие-то очень скверные его записи...
— Актерство — наследственный дар?
— Не в моем случае. Мать у меня была доктором филологических наук, работала в Институте мировой литературы. Отец был заместителем главного редактора Гослитиздата — сейчас это называется “Художественная литература”.
— Они не удивились вашему выбору?
— Да я вроде какие-то склонности к этой профессии еще в детстве проявлял. Но вообще для них это было неожиданностью.
— Когда началась ваша дружба с Владимиром Высоцким?
— На удивление, мы сошлись сразу после того, как я стал работать в Театре на Таганке. Люди в этом возрасте тяжело сходятся. Нам было далеко за двадцать. Ничего нас не связывало. Но нам удалось найти общий язык буквально в первый месяц знакомства.
— Среди своих бесчисленных знакомых Владимир Семенович немногих называл друзьями?
— Когда ему задавали этот вопрос, он отвечал: “У меня пять друзей — Абдулов, Бортник, Володарский, Туманов и Шемякин”.
— Как вас утвердили на роль Промокашки в фильме “Место встречи изменить нельзя”?
— Володя очень хотел, чтобы я играл Шарапова. Не знаю, состоялся ли подобный разговор со Славой Говорухиным на эту тему. Но после съемок Говорухин мне сказал такую вещь: “Скажи спасибо, что мы Высоцкого взяли”. Видимо, на роль Жеглова первоначально был запланирован совсем другой актер. Кандидатура Конкина на роль Шарапова была утверждена заранее. Владимир тогда сыграл Павла Корчагина и получил премию Ленинского Комсомола. Чтобы не обидеть Высоцкого, Говорухин предложил мне: “Слушай, сыграй Промокашку”. В сценарии для моего героя не написали ни одного слова. Я думал, что братья Вайнеры только в сценарии убрали мои реплики. Но когда я пролистал книгу, убедился, что действительно у Промокашки нет слов. Поэтому весь текст в фильме — моя импровизация. Так что это целиком моя заслуга, Вайнеры здесь ни при чем. Когда снимали сцены с моим участием, Говорухин командовал: “Когда Иван скажет “стоп мотор” — тогда и закончим”. Так что там я поизгалялся...
— Наверняка типаж Промокашки долгое время преследовал вас?
— Как ни странно, нет. Время было другое, фильмы — другие. Если бы “Место встречи” сняли сейчас, тогда шлейф этого персонажа потянулся бы за мной.
— Неужели даже прохожие на улице не обращались к вам так?
— Помню один забавный эпизод. Я снимался в фильме о военных летчиках в городе Черновцы. Съемки проходили на старом кладбище. По сценарию мы хоронили летчика, которого сыграл Валера Золотухин. И вот стоим мы около могилы, а мимо идет похоронная процессия. Народ как увидел меня — аж рот открыл, о покойнике забыли.
— Вам часто предлагают роли алкашей, бомжей, чудаков... Не обидно?
— Так это же хорошо. Для меня это стало нормой.
— Большинство актеров мечтают о роли Гамлета...
— О Господи Боже мой! Гамлета мне предлагал сыграть Юрий Любимов при жизни Высоцкого. У них тогда периодически возникали трения. Володька часто уезжал за границу. Любимов приходил в бешенство. “Ему наплевать на театр, — обратился он однажды ко мне. — Иван, у вас с Владимиром одинаковый темперамент, мне ничего переставлять не придется, давай ты сыграешь Гамлета”. Я рассказал об этом Володе. “Играй”, — совершенно спокойно сказал он. Но это было бы смешно и глупо! Ведь спектакль начинался с того, что Высоцкий сидит у стены с гитарой. Представляете, если бы я сел с гитарой или с гармошкой? Это чушь! Спектакль был поставлен на него... Меня долго уговаривали. Позже Любимов подключил свою жену. “Ваня, ха-ха-ха, ты не хочешь играть Гамлета?! — смеялась она. — Ужас! Бред!” Но я так и не согласился.
— Насколько мне известно, Золотухин играл Гамлета после?..
— Когда Любимов понял, что я не соглашусь, он предложил Золотухину, и тот дал положительный ответ. Когда на улицах города появились афиши с надписями “Гамлет — Валерий Золотухин”, люди сжигали плакаты. Это понятно. Но я не осуждаю Валерку: уж больно ему хотелось сыграть Гамлета. Скиксовал парень! Сейчас, я думаю, он понимает, что был неправ.
— Высоцкий не обиделся на него?
— Это не то слово. Он перестал с ним разговаривать. Я помню, мы с Володькой отыграли спектакль, спускаемся вниз, подходим к репертуарной доске, а там — приказ: “Назначить на роль Гамлета Золотухина”. “Вань, посмотри”, — не поверил Высоцкий. Он долго стоял у доски. Я помню, как дергался его подбородок. Потом мы сели в машину. Всю дорогу он молчал, смотрел в одну точку. Спустя какое-то время прошептал: “Черт, е... твою мать, этого не может быть”.
— Иван Сергеевич, а у вас с Высоцким возникали ссоры?
— Однажды он сильно обиделся на меня за то, что я раскритиковал его песню. Он тогда буквально взорвался: “Тебе вообще ничего не нравится!..” А вообще он всегда говорил: “Если мы с тобой поссоримся — я не переживу”. И для меня любая ссора с ним проходила тяжело. Чтобы обидеться друг на друга, у нас должны были быть веские основания. Их практически не возникало.
— Из-за женщины могли повздорить?
— Нет, у него были свои женщины, у меня — свои. Он часто влюблялся. И все время ему казалось, что это в последний раз и на всю жизнь. “Ванька, — говорил он. — Все! Это она! Последняя...”
— Его смерть отразилась на вашей дальнейшей жизни?
— Для меня это было страшное потрясение. Его смерть совпала с утверждением меня на роль в фильме “Родня”. Я тогда решил отказаться. Потому что был полностью разбит и ушел в запой. Это состояние не передать словами. Помню, написал письмо Никите Михалкову: “Извини, но сниматься я не смогу”. А потом жена посоветовала: “Не отказывайся, тебе нужно развеяться”. В итоге картина удалась. После смерти Высоцкого я долгое время не мог ни с кем общаться, никаких интервью на эту тему не давал. Его письма опубликовал совсем недавно. Ведь он никому не писал из-за границы, а только звонил. А у меня не было телефона. Поэтому мы связывались либо через театр, либо посредством писем, которые он писал из Парижска, как он называл столицу Франции.
— Какой случай, связанный с Владимиром Семеновичем, вы вспоминаете до сих пор?
— Да это был целый период жизни, и выделить какой-то отдельный эпизод я не могу. Ведь я буквально ночевал и дневал у него дома. Я часто вспоминаю наши поездки в Париж, где мы вели исключительно ночную жизнь. Погуляли, покутили мы тогда на славу с Володькой и Мишкой Шемякиным...
— Выпили, наверное, за все эти годы немало?
— Что самое удивительное, мы очень редко выпивали вместе. По пальцам одной руки сосчитаешь все случаи. Никто не верит. Обычно если Высоцкий пил, то я старался вытащить его из этого состояния. Это было достаточно тяжелое зрелище. Он умолял принести водку, я не давал. У него запои продолжались по нескольку недель. Но случались периоды, когда он вообще не пил. Тогда появилось средство против алкогольной зависимости — “эспераль”. Его зашивали в задницу. Достать лекарство было практически невозможно, да и стоило оно недешево. Нам привозила его из Франции Марина Влади. Наш шеф, как мы называли Любимова, по своей медицинской неграмотности окрестил эту таблетку “спиралью”. Он думал, что это не лекарство, а спираль, которую зашивают, чтобы она не выскочила. Потом шеф стал называть “эспераль” — “пружиной”. Причем заставил вшить ее нам под угрозой увольнения. И вот когда Вовке нельзя было употреблять спиртное, он уехал в Испанию и прислал мне оттуда открытку со стихами:
Скучаю, Ваня, я, кругом Испания,
Они пьют горькую, лакают джин
Без разумения и опасания —
Они же, Ванечка, все без пружин...
— Выходит, вы все зашивались?
— Да, зашивались мы вместе на кухне у Высоцкого, под руководством нашего знакомого хирурга. Все происходило подпольно.
— Случались срывы спектаклей из-за пагубной привычки?
— У меня за все время работы не было ни одного срыва. Бог миловал. У Володи были.
— Признайтесь, приходилось сниматься под хмельком?
— Никогда. Представляешь, что было бы, если бы я выпил на съемках той же “Родни”, где я играю пьяного человека... Зачем?! Стал бы забывать текст. Ведь по пьяни даже у профессионала мозги наперекосяк идут.
— Многие актеры вашего поколения часто ностальгируют по прошлым временам. Мол, роли были лучше, снимали чаще, платили больше... Вас не посещает подобное настроение?
— Безусловно. Ностальгия — это не только тоска по родине, но и тоска по водке, сигаретам... Те времена я вспоминаю с теплотой, а как иначе?
— Но вы ведь не остались не у дел?
— Я востребован, и слава богу. Но для меня те времена были все-таки лучше. Может, моложе был? А потом, конечно, дружба с Володей очень много значит. В театре многие думали, что мы “голубые”. Ну как это — дружат два мужика?! Это мне Володька как-то сказал: “Нас с тобой педерастами считают...”
— Денег тогда много зарабатывали?
— Я — нет, а Володька зарабатывал прилично. Чтобы меня вытащить из этого безденежья, он брал меня на свои концерты. Понятно, на выступлениях Высоцкого всегда были аншлаги. Мы придумали военный блок: я читал стихи фронтовых поэтов, а он пел военные песни. На этих концертах я зарабатывал в три раза больше, чем в театре за месяц.
— На что тратили выручку?
— Володя купил новую квартиру, начал строить дачу...
— Выходит, не спускали деньги на гулянье?
— Нет. Да тогда и водка стоила копейки. Могли пойти в ресторан Дома кино. Но разве это большие деньги?!
— Вы никогда не задумывались, почему многие актеры, оставшиеся не у дел, спились?
— Конечно, задумывался — это же все на моих глазах происходило. Черт его знает, почему так происходит.
— Иван Сергеевич, вы нечастый гость на светских вечеринках?
— Не люблю я это. Меня часто приглашают в Дом кино, но я не хожу. Далеко. Лень подняться с кровати, поехать куда-то... Я терпеть не могу светские мероприятия.
— Кинофестиваль тоже не посещали?
— А зачем? Что там делать? Толкаться да светить физиономией? С кем-то поздороваться и обняться? Да ну... боже мой. Я люблю случайные встречи. А так, преднамеренно куда-то идти... не для меня.
— Вы никогда не искали внутреннего сходства между вашими героями и собою?
— Я этого очень не люблю. Разве я похож на Промокашку или на Вовчика из “Родни”? Черт его знает. Прямого попадания на моем счету не было. Я всегда пытался сыграть образ. Это же самое интересное!
— Приходилось отказываться от ролей?
— Очень часто. Вот в те “ностальгические” годы я отказывался от шести сценариев в год. Просто-напросто скверные сценарии были. И никогда не жалел.
— Выходит, у вас не было фильма, за который пришлось бы краснеть?
— Нет, был такой фильм. Я снялся в “Импотенте” у Эйрамджана. Тогда у меня возник конфликт с директором театра. В какой-то период я оказался за бортом театра. Остался без денег. И мне как раз позвонили с предложением принять участие в новой картине. Я прочитал сценарий — и пришел в ужас! Это то, от чего я отказывался в 70-е годы...
— Но жажда наживы все-таки оказалась сильнее?
— Да! Я согласился. Но на съемки выделил ровно полчаса, за что получил 500 долларов. Мне было противно. Я до сих пор не видел эту картину. Честное слово. Просто мне стыдно.
— Вы вообще часто смотрите фильмы с собственным участием?
— Далеко не все. Я уже не смотрю “Место встречи”. Устал. Мне даже звонят и говорят: “Вот ты сегодня в этой серии...” Я отвечаю: “Упаси Господь”.
— Иван Сергеевич, что для вас звание народного артиста?
— Ничего. Если бы мне дали его лет пятнадцать назад, то, наверное, это бы потешило мое тщеславие. А главное — матери было бы приятно. Но мамы и отца уже нет. Я знаю, что это приятно моей жене. А мне что? Поезд ушел.
— Родители гордились вами?
— Мать в большей степени. Отец более трезво смотрел на эти вещи. Он постоянно ворчал: “Что ты на такие роли соглашаешься? То шофера играешь, то инвалида, то алкоголика...”
— Иван Сергеевич, у вас были творческие простои? Когда не работали, например, по полгода?
— Полгода — не такой уж большой простой. Люди по нескольку лет не работают. Это уже серьезно. У меня таких промежутков не было. Вот только в последнее время в театре все меньше работы становится. Некоторые спектакли сняли с репертуара. Но я не жалею. Устал. Многие роли меня просто не устраивают. Недавно мы сильно поругались с Любимовым, и я сорвал репетицию. Я люблю серьезную работу и грамотную драматургию. Вот Сатин в спектакле “На дне” — это мое.
— А Павел Власов в пьесе “Мать”?..
— Это был великий спектакль — несмотря на то, что само произведение достаточно слабое. Мы его играли больше двадцати лет. Здесь доходило до смешного. Когда я матери говорил: “Мать, тебе 42 года, разве ты жила?..” — мне на тот момент было уже за пятьдесят. Я тогда обращался к Любимову: “Шеф, ну это невозможно, получается бред сивой кобылы”. — “Ничего, ты молодо выглядишь”, — успокаивал он меня. Недавно спектакль сняли. И слава богу.
— Иван Сергеевич, за столько лет актерской работы удалось скопить какой-то капитал?
— Как-то ко мне в гости пришел один актер, посмотрел на комнату и ахнул: “Вот так и должен жить замечательный русский артист!” У меня от деда осталась старая дача. Машины никогда не было, да мне и не надо. Зато Володька часто повторял: “Надо тебе машину купить”. Я отказывался. Упаси Господь! Я человек нервный и дерганый. И вообще у меня душа к технике не лежит. Я даже на пульте не знаю, какие кнопки нажимать, чтобы телевизор включить. Мне жена подсказывает.
— Вы хозяйственный человек, приготовить что-нибудь можете?
— Только самое элементарное, например картошку пожарить. А так — ничего.
— Вот так — выходи замуж за актера...
— Но у меня жена не актриса, слава богу. Порядочная женщина. Мы много лет уже вместе. Высоцкий очень любил ее. Это его слова: “Твоей Татьяне нужно при жизни памятник поставить”. Я так часто повторял ей это, что она возгордилась. На самом деле, что касается жены — хорошо, что она у меня есть.
— Многие творческие люди говорят, что им приходилось начинать жизнь заново...
— Многие говорят? Не верьте им. Что значит “заново начать”? Черт его знает. Зачем жизнь исправлять? К сожалению, она слишком короткая. Кстати, именно поэтому, я считаю, щадить себя можно в чем угодно, но только не в искусстве.
— Вы суеверный человек?
— Очень. Если роль упала — сразу сажусь на нее. Правда, не перехожу дорогу, если передо мной черная кошка перебежала. Я всегда опаздываю, поэтому нет времени квартал лишний обходить.
— Иван Сергеевич, у вас было какое-то прозвище?
— Вот видите, какой я неудобный для интервью человек, даже прозвища у меня не было. Высоцкий звал меня: Ванятка, я его — Во-овка...