Бег с препятствиями

Ежегодно из армии бегут около 5 тысяч военнослужащих

  Дезертирство в Вооруженных силах стало в последнее время самой больной темой, вытеснив с первых строчек рейтинга армейских проблем и “неуставщину”, и задержки нищенской зарплаты. Только с начала июля зафиксировано пять случаев самовольного оставления солдатами части. Четверо из них удрали с оружием...
     В Министерстве обороны считают, что к побегам бойцов из родных частей приводят недостатки в работе самих командиров.
   
 
     “В армии виноватых нет, есть ответственные”. Этот расхожий афоризм приходит на ум, когда после каждого случая дезертирства в военном ведомстве начинают слетать командирские головы.
     29 июня завершила работу комиссия Минобороны по нашумевшему факту оставления части с оружием двумя воинами славной Майкопской бригады. Напомним, что 16 июня рядовые Павел Топорков и Андрей Поляков улизнули с боевого дежурства, прихватив с собой два автомата Калашникова. По дороге к долгожданной “гражданке” они расстреляли двух сотрудников ГИБДД, пытавшихся проверить угнанную ими легковушку. Правда, и сами погибли утром следующего дня, завязав перестрелку с милиционерами, зажавшими их в угол.
     Комиссия докопалась до причин произошедшего: в подразделении полностью отсутствует система в деятельности руководящего состава соединения, начальники слабо знают морально-психологические качества подчиненных, упускают из своих рук организацию и службы, и быта. Виновные должностные лица привлечены к строжайшей дисциплинарной ответственности, в отношении них возбуждены уголовные дела.
     Командиры действительно просчитались: нельзя ставить в караул злостных нарушителей дисциплины. Вот только чиновникам из Москвы и в голову не пришел один простой до банальности вопрос: “А кого еще ставить-то?” Ведь караулов в боевой части едва ли не больше, чем самих солдат...
     — За всеми не уследишь, — говорят офицеры, которым приходится ютиться с семьями в бараках, гордо именуемых “модулями”, и нянчиться со своими бойцами от рассвета до заката.
     Бойцы этого не ценят и продолжают убегать.
     28 июня Калевальский погранотряд, что стережет родную землю в Карелии, недосчитался младшего сержанта Александра Журкина. Не вынес солдат тягот военной службы и рванул к финской границе. Три дня не спали не только его сослуживцы, но и их коллеги из Финляндии, так и не сумевшие понять: за что ж им-то такое наказание? А когда первого июля сержанта все-таки вернули в часть, ему удалось отделаться легким испугом: оружия с собой взять он не догадался, а поймали скитальца в течение трех суток — предусмотренного законом срока. Так что следовало бы Саше еще сказать спасибо своим командирам за то, что кушает он сейчас солдатский паек, а не баланду в дисбате.
     Дурной пример заразителен. 5 июля смылся из расположения части, дислоцированной в поселке Верхняя Пышма, рядом с Екатеринбургом, солдат-срочник, уроженец Кемеровской области. Не убоялся даже “страшного суда”: согласно части второй ст. 338 УК РФ (“дезертирство с оружием в руках”) предусмотрено максимальное наказание — 10 лет лишения свободы. Как сообщили в пресс-службе Приволжско-Уральского военного округа, рядовой ушел, “чтобы выспаться”. На другой день его нашли в одном из жилых домов по проспекту Космонавтов в Екатеринбурге. На вопрос, что заставило его сбежать, 23-летний верзила с невинным видом ответил: “Хотелось отдохнуть”. Замучился, бедняга, в карауле. А автомат прихватил, дабы никто не потревожил его сладкий сон.
     Командиры, по суворовскому принципу, верят в солдата, доверяют ему. Отправили командиры из воинской части 22317, расположенной в Вологодской области, рядовых Ильмата Файзуллина и Юрия Калинина в командировку в Печенгу поездом, проинструктировали: “Не подведите!”.
     А те возьми да и сбеги! Две недели шатались по Русскому Северу, прошли до Кандалакши. По пути раздобыли где-то охотничий обрез и патроны к нему, поэтому, когда в воскресенье их задерживали, смогли оказать сопротивление сотрудникам уголовного розыска.
     Наверное, жажда свободных странствий по бескрайним северным просторам подвигла Файзуллина и Калинина на этот подвиг. Во всяком случае, другого объяснения не видно, а сами беглецы не помнят ни точной даты побега, ни его причины: оба в тот момент были мертвецки пьяны.
     А не далее как пару дней назад милиционерами Бикинского РОВД Хабаровского края был задержан еще один дезертир — сбежавший в понедельник со своего поста рядовой-срочник Николай Сарычев. С поста он ушел не с пустыми руками: не забыл вверенный Родиной “калашмат” и два магазина с патронами. Не дал он покоя ни всему личному составу своей части, ни четырем отделениям РОВД, ни поисковой группе Бикинской погранзаставы. Начальник РОВД полковник милиции Владимир Левчик лично в течение трех часов уговаривал рядового сдаться, чтобы не усугублять положение. В итоге полковник добился своего...
     По трем последним случаям комиссии уже работают, досконально разбираются, докапываясь до истины. Итоги их работы еще неизвестны, но можно с уверенностью сказать: не один офицер вылетит со своей должности, а то и будет отвечать по суду. Ведь наш гражданский министр обороны Сергей Иванов уже неоднократно заявлял: во всем виноваты командиры.
     Да, офицеры действительно виноваты — поскольку ответственны за все. Так у военных заведено испокон веку. И так будет продолжаться вечно: солдаты будут бежать, комиссии будут расследовать... Такая позиция очень удобна для Минобороны — назначить виновных и ждать у моря погоды, продолжая закрывать глаза на проблему рекрутчины.
     Изъезженный вопрос “кто виноват?” хочется встретить другими: “А кто бежит?.. И кто служит?.. А раз уж призывать — то КАК призывать и КОГО призывать?..”
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру