Новый Газзаев
разошелся с Семиным миром
Победа над “Локомотивом” придала бы ЦСКА статус фаворита турнира. Поражение определяло противоположное распределение ролей. Ничья в прежней степени сохраняла интригу, оставляя шанс “Спартаку” на очередное российское “золото”. Таким итогом, к слову, не слишком довольны оказались оба тренера, хотя из логики игры дележ очков вытекал более всего.
Но помимо турнирной графики матч был интересен в качестве прикидки на будущее. ЦСКА стал стратегически важным для футбольной России объектом. Некий прообраз новой сборной — не по составу, разумеется, а по игровой концепции и качеству ее реализации. Очевидно, что сборная Газзаева будет значительно отличаться от предыдущей. Попросту говоря, она станет современнее с точки зрения тактики ведения игры. Основные характеристики газзаевской игры сближают его команды с итальянскими, хотя у тех остаются еще кое-какие недосягаемые пока для нас особенности. И тем не менее Газзаев не напрасно исколесил Апеннины вдоль и поперек, не зря осваивал язык Петрарки.
В первую очередь он позаимствовал самую компактную, какая есть в современном футболе, модель. А поскольку Юрий Семин придерживается схожих тактических взглядов, игра в этот вечер являла собой некое подобие матчей итальянской серии “А”. Тем, кто внимательно следил за ее рисунком, бросилась в глаза удивительная для России картина. В любом отдельно взятом эпизоде все 20 полевых игроков располагались на минимальном расстоянии друг от друга. Между условными либеро обеих команд расстояние было не больше трети поля. Соперники, таким образом, ставили друг друга в незавидное положение — дефицит времени и пространства лишал возможности долго раздумывать над вариантом развития атаки. Именно так сейчас играют в больших странах, где достойно выбираться из затруднительного положения под силу только настоящим мастерам. Ошибок там тоже хватает, в условиях постоянного прессинга не быть их не может. В нашем случае погрешность, разумеется, выше, чем у “Ромы” или “Ювентуса”. Но что-то общее все-таки есть.
Я не случайно назвал либеро “условными”, потому что Игнашевич в “Локомотиве” и Даев в ЦСКА действуют иначе, чем чистильщики других наших команд. Они, конечно, страхуют партнеров, но играют с ними буквально бок о бок, не оставляя большого зазора. И определяют как раз эту самую плотность игровых звеньев, без которой немыслим современный футбол. Очевидно, что в схожем ключе будет строиться игра новой сборной, где не найдется места игрокам медлительным и тактически не просвещенным. Учить некогда, а играть по-старому неуместно и бесперспективно. Хотя любая перестройка — определенный риск, иного выхода нет.
Не открою Америки, предположив, что акцент в игре значительно сместится на фланги, откуда ЦСКА осуществляет большую часть проникновений в чужую штрафную. Стандартные положения обещают дать больший, чем прежде, эффект — по всему видно, что красно-синие проводят немало тренировочных часов в поиске оптимальных для угловых и штрафных вариантов. Думаю, подбор исполнителей для сборной будет теперь менее упрощенным — призовут не просто лучших, а тех, кто способен осуществить специфические в общем-то тренерские задумки.
Словом, сборная у нас теперь будет совсем новая. А лучше или хуже прежней — узнаем 7 сентября, когда будем играть с ирландцами в отборочном турнире чемпионата Европы-2004. Но, разумеется, очень хочется, чтобы она была похожа на ЦСКА. На тот, который громил “Спартак” в чемпионате и “Зенит” в финале Кубка.