Приплыли!

Даже если вы летите на крыльях — вас вполне может оштрафовать ГАИ

  — Документы на лодку и мотор, пожалуйста, — говорит инспектор ГИМС Денис Тимофеев.
     — Откуда?! — суетится владелец у своей импортной надувной лодки. — Я все отдельно покупал — и мотор, и лодку. Кресло и штурвал приделал!
     — За это еще штраф — три МРОТ, — добавляет Денис.
     — Инициатива наказуема, — кисло улыбается владелец лодки.
     — Да нет, — не выдерживает инспектор, — только оформить надо было. И отдыхали бы нормально.
   
  В Подмосковье официально зарегистрировано около 18 тысяч плавсредств. Только за прошлый год опознавательные номера получили 200 владельцев гидроциклов и более 600 капитанов катеров и яхт. Водные дороги, как и земные, имеют свое ГАИ — Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС). Ее работникам летом приходится очень “жарко”. Нужно не только останавливать и штрафовать незарегистрированные плавсредства, но и гонять с воды пьяных “мореходов”, ловить утопленников, предупреждать нарушения правил судоходства.
     — Сегодня “рабатаем” Клязьму, — говорит зам начальника подмосковной ГИМС Геннадий Ильясов.
     Я знаю, почему мы не идем далеко. На катер бензина выдается 100 литров в месяц. А так как посудина образца 1985 года жрет топливо как бегемот, то в месяц на ней можно ходить... три часа.
     В Подмосковье пять инспекторских участков — Центральный, в Дубне, Коломне, Серпухове и Истре. В каждом — по три инспектора. На них - 18 тысяч зарегистрированных плавсредств. Еще столько же не имеет документов. Но сдавать на “права”, проходить техосмотр не хочет большинство. Потому как не верят, что их отловят. А зря.
     Наш катер выходит на патрулирование. Белые яхты медленно барражируют по акватории. Чуть дальше по берегу — элитные яхт-клубы. Там плавсредства подороже “Мерседеса” или “Феррари” будут. Да и движки — “лошадей” по четыреста. Рестораны, гостиницы, бассейны...
     — Это тоже маломерный флот?
     — Объясняю, — терпеливо говорит Геннадий. — Маломерные — это плавательные средства водоизмещением менее 80 регистровых тонн. Дальше — катера и мотолодки со стационарным двигателем мощностью менее 75 лошадиных сил. Катера и яхты с подвесными моторами любой мощности. Кроме этого, лодки гребные грузоподъемностью 100 кг и выше, надувные — 225 кг и выше, байдарки — 150 кг... Если судно с мотором — любое, — оно подлежит регистрации, так как является участником судового движения. Нужны номера и “права”, как на авто.
     Стало быть, понятия спортивного и прогулочного судна нет. Кодекс торгового мореплавания, Кодекс водного транспорта, постановление Правительства РФ от 2001 года настолько запутали проблему, что у самих инспекторов порой мозги набекрень: кого регистрировать, а кого нет? На море одно, на реке — все с ног на голову. Проще было бы понятие маломерного судна определять не по мощности двигателя, а по пассажировместимости.
     — Основная беда сегодня, — говорит Ильясов, — гидроциклы. Они уже натворили немало бед...
     По правилам гидроциклисты имеют право мчаться по воде не ближе 100—150 метров к пляжам, и только в светлое время. Детям с 11 до 16 лет - с лицом, имеющим “права”. И тут вижу гидроцикл, на котором сидят четверо! И несется он в десяти метрах от берега, рядом с головами купающихся...
     Останавливаем красивейший катер без номеров. У капитана — диплом. Все документы на выставке демонстрировать можно. И мне показалось, что пахнет от них нефтедолларами.
     — Не вздумайте снимать, — кивает суровый владелец красавца-корабля на мой фотоаппарат. — У меня на борту очень серьезные пассажиры...
     — У таких людей, — говорит Геннадий, когда катер умчался вперед, — всегда все в порядке. Я такой диплом еще и не видел: нового образца...
     Подплываем к забавному сооружению на воде. Две сигары-поплавки покрыты настилом. Надо всем этим — тент от солнца. В креслах два джентльмена в белых штанах потягивают прохладное пиво. Маленький моторчик в две силы. Документы в порядке.
     Ну как таких штрафовать? Даже если бы и документов на мотор не было. Они ведь на судовой ход не пойдут и пловца не задавят...
     И еще. Согласно статье 88 Водного кодекса РФ, органы местного самоуправления обязаны устанавливать места, где имеют право плавать яхты, где гидроциклы и катера не выходят на судовой ход. Например, Мытищи, Химки, Дмитров, Клин, Пушкино — такие акватории с ГИМСом согласовали. А вот Люберцы, Долгопрудный, Истра, Серпухов — увы.
     Мы возвращались на базу. Месячный лимит бензина заканчивался. Я заметил, что многие проходящие мимо владельцы яхт, катеров приветствуют нас. Знают уже, что такое ГИМС.
     Инспектора у Ильясова в основном офицеры-пенсионеры. Самые молодые — Денис Тимофеев, 26 лет, да Боря Шишов — 45. А баз и стоянок катеров, яхт, гидроциклов в Подмосковье — 380. Только на Клязьме в день выходят до 300 вымпелов на воду. Зарплата матроса-спасателя — 800 рублей. Если бы не губернаторская надбавка — никто бы из молодежи не пошел.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру