Репетиторы сенатора
Зампред Совета Федерации: ”Я буду говорить как эксперт-папа”
— Как ваши дети закончили учебный год?
— Нормально. Я так считаю: политик имеет моральное право возлагать на себя функции по разработке закона, только пропустив проблему “через себя”. У меня дочка закончила первый класс, средний сын — 6-й класс, а старший — первый курс Уральской государственной юридической академии. Так что с вопросами образования я знаком не понаслышке.
— Почему ваш старший сын учится не в Москве? Уж вы-то наверняка могли пристроить его в престижный столичный вуз...
— Не ставил перед собой такой цели. К тому же Уральская юридическая академия имеет крепкую, хорошую репутацию. Поступить туда едва ли не сложней, чем в московский вуз. Моему сыну пришлось много заниматься с репетиторами.
— Сколько платили?
— По московским меркам, немного.
— Вы верите, что введение единого госэкзамена искоренит репетиторство?
— Русский народ изобретателен. Но я уверен, что ЕГЭ действительно минимизирует затраты семьи, откроет дорогу в высшие учебные заведения Москвы и Питера одаренным ребятам из глубинки.
— Столько новшеств свалилось на головы поколения, сидящего сейчас за партой: тесты ЕГЭ вместо привычных выпускных экзаменов, государственные именные финансовые обязательства, которые скоро будет “зарабатывать” учебой каждый школьник, идут дебаты о 12-летке. Как вы считаете: реформа образования назрела или мы слепо двигаемся в русле западных стандартов?
— Забили тревогу в первую очередь медики. Надо четко выработать государственный стандарт для девятиклассников, для одиннадцатиклассников — это тот минимум знаний, который с них должны спрашивать. Есть хорошее высказывание Аристотеля: “Много знаний уму не научают”. Когда я учился, у меня было определенное количество предметов, учитель абсолютно точно понимал критерии, которые он должен был применять, оценивая мои знания, и наконец были государственные экзамены. А сегодня у 6-классника — 4 учебника истории, в школах — огромное количество методик. Цель реформы — восстановить ответственность государства в общеобразовательном процессе, выработать стандарт образования . Над каждой частью реформы необходимо работать, проводить парламентские слушания, “круглые столы”, учитывать мнения всех специалистов, науку привлекать, втянуть в полемику все общество.
— А кто, по-вашему, будет эту реформу двигать? Вы сенатор от Курганской области. Любопытно узнать, сколько там получает учитель?
— Сегодня уровень средней заработной платы — 1500 рублей. Голодный учитель — это вопрос безопасности нашего государства. Принятый не так давно закон о повышении ставки первого разряда единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, к сожалению, не везде на местах работает.
— А на что высокие чиновники рассчитывали, когда в декабре прошлого года объявляли на всю страну об увеличении зарплаты учителям в 1,89?
— Тут вот что произошло: в регионах пытаются найти средства, чтобы закон реализовать, а надбавку, которая была ранее, отменили. И, к сожалению, получая деньги на руки, учитель прибавки практически не ощутил. Финансирование закона осуществляется за счет местного самоуправления, за счет муниципалитетов. А денег на эти цели нет.
— У нас что, дети губернаторов все сплошь за границей учатся?
— Да нет, конечно. У своих же учителей. К сожалению, в этой неразберихе, когда не прописаны законодательно полномочия властей — муниципальных, областных, федеральных, — в этой мутной воде некоторые мэры и губернаторы ловят рыбку. У нас сегодня задача каждого руководителя — переизбраться, и поэтому огромные средства расходуются в том числе и на собственный имидж. Нецелевые расходования бюджета просто захлестнули страну. Первые два года он, может, и выполняет хозяйственные функции, а следующие два — готовится к собственным выборам. Поэтому нужна и государственная реформа.
— Недавно отметили десятилетие Закона об образовании. Сегодня он подвергается критике со всех сторон. И что делать?
— При действующих законах, которые сегодня не вписались в структуру общества, государство будет проигрывать. Это и девальвация идеи образования, и возможность “косить” от призыва в армию. Мы, законодатели, через поправки, через законодательную инициативу должны защитить институт образования. И мы будем это делать.
— А что это у вас за книга на столе лежит — “Слон и медведь”?
— Это пособие для работы в парламентской ассамблее ОБСЕ. Учиться никогда не поздно.