Нет худа без бобра

В Куйменке вместе с рыбой всплыли интересные цифры

  В Талдомском районе назревает крупный скандал. Как стало известно “МК” из источников в правоохранительных органах, природоохранная прокуратура очень заинтересовалась загадочной историей с экологической катастрофой. А вернее — ее экономической подоплекой.
     Дело было еще в конце мая. Речка Куйменка, что течет в Талдомском районе и впадает в реку Дубну, в один ужасный день оказалась отравленной. Как утверждали жители деревень Куйменка и Большое Страшево, в ней сдохли не только полезные жучки-паучки и прочие микроорганизмы, но и всплыли кверху брюхом и рыба, и бобры. Местная администрация в случившемся тут же обвинила кожевенный завод, стоящий в 12 километрах от Куйменки. Мы писали об этом две недели назад. И вот история получила неожиданное продолжение — весьма неприятное для районных властей.
     Талдом изначально задумывался как промышленный гигант, где за 101-м километром от Москвы должны сосредоточиться десятки вредных предприятий. Из глобальных общесоюзных задумок воплотилась в жизнь только одна — на полную мощность заработал завод “ЗЭЛТА”, специализирующийся на производстве кинескопов, которые стояли и в обычных домашних “Рекордах”, и на секретных подводных лодках.
     Остальные предприятия масштабом не поражали, но тоже без дела не стояли. И обувная фабрика, и лакокрасочное производство, и молокозавод, и крупнейший в Подмосковье свиноводческий комплекс “давали стране угля” на полную катушку. Отходы же их жизнедеятельности, пройдя обработку, попадали прямиком в речку Куйменку.
     Очистные тогда делали на совесть, да только с годами и “само совершенство”, если им не заниматься, хиреет и приходит в негодность. Так, собственно, и случилось. Куйменка держалась долго. “Цвела”, мельчала и, наконец, сдохла.
     Экологической катастрофой заинтересовались правоохранительные органы. И тут всплыли весьма интересные вещи. Например, что из областного бюджета на поддержание в норме очистных сооружений Талдомского района выделялись немалые средства — за три года больше миллиона рублей. Их, естественно, “осваивали”. В основном на бумаге.
     Кроме того, оказалось, что ни у одного предприятия — за исключением недавно открывшегося кожевенного завода — нет локальных очистных. А значит, в соответствии с Законом “Об охране окружающей среды” их просто-напросто давно было пора закрыть.
     Всплыли на поверхность и другие цифры — ни много ни мало еще 1200 тысяч рублей. Их на те же цели — поддержание очистных — перевел на счета тот самый кожевенный завод. Кстати, это единственное производство, оборудованное экологической “начинкой” в соответствии не только с российскими, но и мировыми требованиями. Подтверждено это и экологической экспертизой, подписанной тогдашним подмосковным министром по охране окружающей среды Алексеем Клименко.
     В общем, деньги на “очистку” были. Вот только куда, минуя городские стоки и станции аэрации, они уплыли, пытается сейчас выяснить прокуратура.
     — Позвольте, — спросите вы, — но ведь существует Департамент природных ресурсов! Он-то куда смотрел?
     От Департамента природных ресурсов курирует Талдомский район г-н Шиткин.
     — Так, может, у него было плохо с глазами? Ведь столько лет не замечать очевидное может только безнадежный инвалид по зрению! — снова поинтересуетесь вы.
     Ответа, как обычно, не дождетесь.
     И вот “жареный петух” клюнул. Всеми забытые очистные из последних сил “переваривали” чужие отходы и наконец не выдержали. Куйменка захлебнулась в фекалиях и промышленных ядах. “Нет худа без добра”, — говорят умные люди. Случилось чудо — г-н Шиткин наконец-то прозрел. И, забыв про собственный отпуск, побежал составлять акт о гибели несчастной речушки. Такого понаписал, что опытные экологи, прочитав его, за голову схватились: “Если все так и есть, как же это она раньше, горемычная, не сдохла?”
     Мытищинская СЭС, побывавшая на месте гибели Куйменки, взяла пробы — показатели выбросов вредных веществ большинства талдомских предприятий превысили все разумные пределы. Прокуратуру же заинтересовала и невиданная доселе прыть г-на Шиткина — где это видано, чтобы госчиновник, забыв о законных “каникулах”, развил бурную деятельность и кинулся проводить проверки?! Это ж на должностное преступление тянет!
     Местные жители, проживающие вдоль берегов невинно убиенной Куйменки, не знают куда бежать.
     — Пусть на каждом предприятии работают независимые экологические посты. Может, они найдут, кто на самом деле отравляет Куйменку? — надеются старожилы. — Да, наверное, содержать их недешево, но может, хоть тогда промышленники прекратят так бездарно губить природу.
     В общем, прокуратуре еще долго придется разгребать “очистные” завалы. Как бумажные, так и опасные для жизни. К счастью, пока только из рыб и бобров.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру