БЛЕДНОЛИЦЫЕ лицеисты
Как расценивают специалисты первые итоги диспансеризации? Что ожидает детей, у которых выявлены серьезные заболевания? Могут ли родители ускорить начало профосмотра? Есть ли у наших мальчишек и девчонок специфические московские болячки? С этими вопросами корреспондент “МК” обратился к заместителю министра здравоохранения Ольге Викторовне ШАРАПОВОЙ.
— Есть ли в результатах диспансеризации что-то, чего вы совсем не ожидали?
— Серьезных неожиданностей нет. Мы наблюдаем неуклонный рост детской заболеваемости последние пять лет и были готовы к ухудшению картины. Так, число абсолютно здоровых детей сократилось с 15% в 1997 году до 5—10% в 2002-м, а число детей с хронической патологией возросло с 40 до 60%. Около 40—45% ребят по-прежнему относятся к группе риска: у них какие-то функциональные отклонения — например, гастрит.
— Допустим, у ребенка выявили заболевание. Как будет проводиться лечение? Должны ли родители пересчитывать свои сбережения и начинать бегать в поисках врачей?
— Если ребенку нет 10 лет, то он будет ходить в детскую поликлинику и бесплатно проходить там реабилитацию. Если это подросток, то, мы уверены, по доброй воле он вообще никуда не пойдет. Со своим юношеским максимализмом он внушит себе: стыдно, что я больной и где-то лечусь... Поэтому попытаемся создать соответствующие лечебные отделения в самих школах.
— Согласится ли подросток лечиться в школе?
— В перерыве между занятиями специалисты сделают подростку массаж, если у него есть мышечные заболевания, или ингаляцию, если есть проблемы с легкими. Задача диспансеризации в том, чтобы оздоровительные меры дошли до каждого, чтобы через пять лет число больных не стало больше.
— Есть ли у вас средства помочь детям, которым требуются дорогостоящие операции?
— Сегодня мы удовлетворяем практически все заявки субъектов Федерации.
— Можно ли назвать главную зону бедствия с точки зрения детской заболеваемости?
— Пока это Северо-Западный федеральный округ. Здесь до 71% больных детей. Структура заболеваний такая: на первом месте — бронхолегочные, на втором — пищеварения, на третьем — глазные. Наиболее быстро растет число болезней, связанных с системой пищеварения.
— Есть ли какие-то специфические московские болячки?
— В Москве больны 36% детей. С окончательным подведением итогов диспансеризации эта цифра не должна сильно измениться. Что касается специфических заболеваний — в столице очень много аллергиков, ребят с проблемами кожи. Это связано с экологией.
— Среди воспитанников лицеев и гимназий уровень хронических заболеваний выше, чем среди рядовых школяров, что вызвано большими учебными нагрузками. В “элитные” заведения чаще отправляют детей состоятельные родители, у которых, кажется, есть все возможности вывозить чадо на отдых, кормить витаминами?..
— Проблема в том, что состоятельные родители думают: если дать ребенку хорошее образование, то ему будет только лучше. Они его пичкают высокими образовательными технологиями, но не обращают внимания, сопоставимо ли это с психическим развитием ребенка. В итоге: родители богатые, а дети, в плане здоровья, — бедные.
— К нам обращаются обеспокоенные московские мамы: “Диспансеризация идет уже три месяца, а наших детей до сих пор никто не обследовал!”
— Замначальника Управления здравоохранения Москвы Лешкевич заверяет, что все дети будут осмотрены в срок. Для каждой поликлиники и педиатра есть план приема. Сейчас врачи приглашают тех детей, которые не разъехались на лето из Москвы. Проводятся профилактические осмотры ребят, которым оформляются документы в городские и загородные оздоровительные лагеря.
— Можно ли родителям проявить инициативу и прийти со своим ребенком на осмотр в поликлинику?
— Это даже нужно: если ребенок сейчас в Москве, отведите его к педиатру и скажите, что надо пройти диспансеризацию, а уже педиатр направит вас к соответствующим специалистам.
Первая детская диспансеризация продлится до 15 декабря 2002 года.