Но это будет не скоро, прежде пройдет много лет, процесс воссоединения не раз наткнется на непреодолимые препятствия, заглохнет, встанет, потом снова пойдет и снова встанет. Последним страшным препятствием к воссоединению окажется утверждение флага нового государства. На споры уйдет лет восемь, но в конце концов победит красное полотнище с двуглавым орлом, одна голова белая, другая — синяя, и серп с молотом заместо короны.
Но все равно рано или поздно мы будем вместе, никуда друг от друга не деться, русский и белорус — братья навек.
Однако и торопиться не надо. Пусть все идет своим чередом. Пусть президенты пока тянут на себя одеяла, пусть насмехаются друг над другом, пусть используют идею воссоединения для своих внутриполитических игр.
Пусть, от этого наш союз потом будет только крепче.
* * *
В минувшую среду президент Путин, следуя курсом объединения, посмеялся над президентом Лукашенко, встретившись с ним якобы для консультаций, а на самом деле для того, чтоб выставить ему заведомо неприемлемые условия и показать, как мало он его уважает.
Разумеется, Лукашенко ни в коем случае не мог согласиться, чтоб его Беларусь раздробилась на семь регионов и превратилась в такие же куски империи, как прочие российские края и области. А он тогда кем станет? Мэром Витебска? Или представителем Президента РФ в Белорусском округе? Понятно, его не манит ни одна из этих должностей: сейчас он президент большой по европейским меркам страны и долго еще им будет, зачем сокращать себе срок?
...Честно сказать, предложение Путина звучало настолько оскорбительно, что Батьку вдруг даже жалко стало. Ну что ж его как ребенка вокруг пальца обвели, выставили наивным дурачком. Он приехал как большой, с официальным визитом, а получил — оплеуху.
Нет, если по существу, то предложенный Путиным вариант объединения — действительно единственно приемлемый. В Беларуси — умирающий социализм, в России — какой-то чудовищный феодальный капитализм. Скрестить их невозможно, надо выбирать что-то одно. Или социализм — тогда Россия входит в состав Беларуси 89 регионами. Или капитализм — тогда это делает Беларусь 7 регионами.
Но здравый смысл — одно, а политика с дипломатией — совсем другое. Путин, прекрасно понимая, как будет воспринято его предложение, не должен был его делать так, как он сделал, — в ходе официального визита, публично и громогласно.
Тем не менее он на это пошел. Почему? Эксперты и обозреватели тут же принялись искать объяснений в грядущих выборах: мол, Путин все рассчитал. Его выберут, конечно, президентом нового государства, и у него там тоже будет два срока. Значит, в России он попрезидентствует четыре года, потом в Союзе — еще минимум восемь, а может, и подольше удастся. В общем, вот какой хитрец этот Путин.
Однако если Путин понимал, что Батька не согласится — а он не мог этого не понимать, — то чего ему тогда было рассчитывать какие-то эфемерные сроки?
Нет, здесь дело в другом. Путин таким образом “дал пенделя” Ельцину — вот в чем тайный смысл его сенсационных предложений.
Помните, в конце июня Лукашенко в приватном порядке ездил к Ельцину, и о чем-то они там беседовали. Впрочем, о чем им беседовать? Конечно, о перспективах воссоединения в первую очередь. Но сразу после того визита пошли слухи, что чуть ли не переворот у нас готовится — уж очень Борис Николаевич Путиным недоволен, а в частности тем, что с Беларусью он не торопится объединиться.
Соответственно, Путин в среду ответил на происки в присущей ему мужественной манере. Объединяться? Давай. Снимай штаны и поворачивайся — щас объединимся. А потом я тебя поцелую. Если захочешь.
* * *
Все дело в самом Лукашенко. В его, так сказать, личности.
Личность тормозит процесс. Был бы кто другой на его месте, Путин наверняка бы сам форсировал события. Ведь создание единого государства с Беларусью — чрезвычайно выгодное деяние в глазах избирателей. Ах, Путин, он собиратель земель, он восстанавливает то, что разрушали прежние руководители...
Однако минусов от объединения будет все-таки больше, чем плюсов: Беларусь окажется тем самым довеском, который окончательно потянет нас на дно. С Беларусью в ее нынешнем виде Россия уже не сможет вступить в ВТО, у нас тут же начнутся неприятности сразу со всеми международными организациями, про Штаты и говорить нечего: прощай, наладившиеся было отношения, прощай, совместная борьба с терроризмом. Чтобы Путину не потерять сегодняшние завоевания, присоединенную Беларусь ему необходимо коренным образом переделывать: приватизировать госсобственность, радикально менять законодательство... Но Лукашенко ведь не даст ничего переделывать. Личность у него такая. Не даст.
Поэтому, пока Лукашенко президент, с места ничего и не сдвинется. Цветущая бульба и тучные стада откладываются на неопределенный срок, а ко всем переговорам, встречам и сенсационным предложениям типа тех, что прозвучали в среду, следует относиться только как к более-менее удачным “пенделям”.
Нынешний пендель у Путина вышел удачным, ничего не скажешь. Вообще пенделя он умеет раздавать. Видимо, учителя хорошие были.