Конец света в отдельно взятой стране

Правительство знало о предстоящей катастрофе на Северном Кавказе, но ничего не сделало

  “Ситуация полностью вышла из-под контроля. Более 27 тысяч средних и малых гидротехнических сооружений на территории России находятся в бесхозном состоянии. Нам ничего не известно об их техническом состоянии. Прорыв любой дамбы при стечении определенных обстоятельств может повлечь за собой гуманитарную катастрофу. По приблизительным оценкам, в зоне предполагаемых затоплений живет около 40 миллионов человек...
     Мы можем с достаточной долей уверенности прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы на Северном Кавказе (пойма реки Кубань, реки Терек, Лаба...), Южном Урале, Приморье. Особое внимание обращаем на состояние гидротехнических сооружений Краснодарского и Куйбышевских водохранилищ...”

     Это строки из письма, которое несколько лет назад группа московских ученых подавала в правительство. Более того, документ был предположительно передан на рассмотрение в Совет безопасности, но затерялся в недрах раздутого бюрократического аппарата. То есть знали? Прогнозировали? Но молчали, ничего не делали? Почему?!
     Сейчас в правительстве ударными темпами готовится очередное аварийное постановление. В больших кабинетах чиновники не спят уже третьи сутки — сочиняют поправки в Водный кодекс. Бумажки должны все объяснить, успокоить и заверить: ничего страшного не происходит, все под контролем, Шойгу получит новые деньги, прилетит, выручит... Хватит. Достало. Волшебникам в голубых вертолетах уже не верим.

Большой пофигизм смертелен

     Новороссийск. 63 трупа. Как минимум полсотни пропавших. Начальники тяжело вздыхают и разводят руками: мол, стихия, что ж тут поделаешь. Врут. Предупреждали — пять лет назад и затем каждый год. Писали и стучались во все двери: пожалуйста, обратите внимание, единственный порт на юге России — под угрозой затопления! Жертв сегодня могло вообще не быть, если бы тогда вняли рассудку. А когда начальники не умеют элементарно рассуждать, то жди беды или катастрофы. И она произошла. После очередного дождика в четверг...
     Такие дожди — обычное дело, это закон природы: после засухи всегда льют дожди. Это происходит сотни раз, как и смерчи на море — район такой, со сложным рельефом и климатическими условиями. Это нам еще в школе рассказывали на уроках географии. Но раньше гидротехнические сооружения, защищавшие побережье в целом и город Новороссийск в частности, выдерживали, а сейчас — посыпались. И сегодняшняя катастрофа под Новороссийском произошла не по вине стихии, а из-за пофигизма совершенно конкретных лиц и начальников. Сейчас Гидромет клянется и божится, что дал штормовое предупреждение. Местные власти в ответ разводят руками: никто их не предупредил, что будет так много воды... Но и это можно было спрогнозировать.
     Дело в том, что под Новороссийском, который считается стратегическим районом, погода (количество осадков) должна предсказываться с помощью специальных радиолокационных метеорологических станций. Метод достаточно дорогой, но наиболее действенный на сегодняшний день. Совершенно точно известно, что у гражданских и военных есть такие станции в этом районе. Но они не смогли дать точный прогноз. В итоге людей не предупредили. Сотни туристов, расположившихся в поймах небольших ручейков, проснулись в воде. Никто не посчитал нужным послать гонцов к побережью и согнать “дикарей” с опасных мест.
     А на эту всегдашнюю беспечность местных властей наложилась совершенно дикая история. Все Черноморское побережье Краснодарского края защищает сеть небольших дамб, чтобы курорты не смыло селевыми потоками. Внешне эти сооружения представляют собой насыпи камней или гравия. Несколько лет назад участок земли в районе поселка Головинка приглянулся мелкому местному начальнику. Но вот беда: дамба пейзаж портила. И ее просто... убрали. Приехали грузовики и вывезли дорогостоящий в этих местах гравий. А на позапрошлой неделе сель прошел по этому участку. Смыло несколько километров путей, а в районе Сочи скопилось десятки железнодорожных составов...
     Еще через неделю селевой поток прошел по местечкам Сухая Щель и Широкая Балка. И вновь на месте не оказалось существовавших еще 15 лет назад дамб. Исчезли — ветром, наверное, сдуло... В итоге из грязи выловили 40 трупов — главным образом туристов, которые не знали, что в районе Сочи—Новороссийска работают местными начальниками ворюги с эстетскими наклонностями.
     Дальше — больше. Чтобы обеспечить виноградарство и прочее сельское хозяйство в районе Геленджика и Новороссийска, колхозы-миллионеры в свое время понастроили десятки больших и малых водохранилищ. Когда же государственную собственность начали приватизировать, новые владельцы посчитали лишним присваивать все эти рукотворные озера: прибыли с них не возьмешь, пусть стоят себе. И о них просто забыли. Сейчас над Новороссийском нависает как минимум пять водохранилищ. По самым скромным подсчетам, 12,5 миллиона кубометров воды! Вспомнили на днях, когда треснула плотина в Абрау-Дюрсо (5 миллионов кубиков). В случае прорыва город, может, полностью и не смоет, но от порта точно ничего не останется.
     Но и это еще не все. Когда пять лет назад затевали строительство нефтеналивного терминала, “зеленые” предупреждали Каспийский трубопроводный консорциум, включающий в себя нефтяные компании России и мира: ребята, над вашими головами — миллионы тонн воды, в стране бардак, в случае чего нефтью зальемся в прямом смысле. Не послушали, вытолкали натурально в шею. В итоге терминал (сооружение, предназначенное для перекачки нефти из трубопроводов на танкеры) и нефтебаза в целом находятся в опасной зоне — никто не знает, когда их смоет. Но вероятность растет с каждым дождем. И не только потому, что в данном конкретном месте все плохо. Может быть, как раз у КТК все в порядке, но вокруг, извиняюсь за выражение, полный... конец.

Связанные одной цепью

     К несчастью, никто не застрахован сегодня от беды, подобной новороссийской. Все в этом мире связано между собой намного крепче, чем мы думаем.
     Для иллюстрации возьмем события двухмесячной давности. До сих пор никто не знает, почему произошло июньское наводнение на Северном Кавказе. Вернее, кому нужно — знают, но нам не говорят. Ситуация на первый взгляд парадоксальная. Ссылки на стихию выглядят полной ерундой, если знать, что месячная норма осадков не была превышена. Да, было стечение нескольких достаточно необычных обстоятельств: осадки выпали за очень короткий срок и одновременно на большой территории. Но это не смертельно — весной в этих местах бывает и покруче. Собственно, для того и существуют многочисленные службы, чтобы предвидеть, предупредить, принять меры. Что, не было штормового предупреждения? Было. Так в чем дело?
     Оказывается, просто... не ждали. Если ситуацию анализировать по графикам суточной нормы осадков, то вырисовывается странная картина. Сначала все как обычно, а затем — резкий всплеск уровня воды. Гидрография — такая же точная наука, как математика. И ученые со всей ответственностью утверждают, что в природе такого по определению не бывает. Здесь прямое влияние техногенного фактора. Какого? Не говорят.
     Но объяснение все-таки есть. Где-то в верховьях Лабы (приток Кубани) прорвало маленькую плотинку, принадлежащую какому-то колхозу. Из-за отсутствия средств ее 10 лет не ремонтировали. Прорвало в самый неожиданный момент. А дальше — цепная реакция: все, что ниже по течению, тоже стало рушиться. И вода затопила окрестности.
     Дальше — хуже. В июне от более масштабной катастрофы край спасло Кубанское водохранилище, которое приняло в себя излишки воды. Но сегодня, в свете событий под Новороссийском, вокруг этого сооружения началась паника. Дело в том, что строительство плотины Кубанского моря пришлось на пик брежневской показухи. “Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики...” Пятилетние планы неизменно перевыполнялись: хотели срочно иметь свой рис. И хотя формально ресурс прочности сооружения рассчитан на десятилетия вперед, реально специалисты очень и очень сомневаются. Как любил говорить булгаковский профессор Преображенский: кто знает, что они туда положили?.. Здесь именно тот случай.
     Водохранилище в июне приняло в себя слишком много воды. Произошло обширное подтопление близлежащих территорий. То есть на поверхности все сухо, но в погребах у местных жителей плещется вода. Это значит, что уровень критический — еще немного, и потоп. Да еще какой. Рукотворное море нависает над губернским городом Краснодаром (700 тысяч жителей). В случае прорыва смоет треть. Но это — цветочки. Вода утопит четверть края (не забывайте, что Кубань — единственный в России источник “твердой” пшеницы) и всю Адыгею.
     Власти об этом стараются не говорить. Чтобы лишний раз не нервировать народ. Паники боятся. Но о критической ситуации в крае и на Северном Кавказе в целом ученые открытым текстом предупреждали еще три года назад.

Ковровые бомбометания пиара

     Странно у нас все связано. Где-то прорвало маленькую колхозную плотину, а в итоге вся страна стоит перед реальной угрозой глобальной катастрофы. Странно. Но только не для России. В стране, где все держится на честном слове и на одном гвозде, именно так и бывает.
     Катастрофы и катаклизмы сегодня — нормальное явление нашей жизни. Я это к тому, что существует два подхода к проблеме. Профилактический, когда нужно потратить несколько сотен тысяч, укрепить плотины, поставить таблички, заплатить метеорологам нормальную зарплату, включить, наконец, локаторы. А можно ухнуть миллионы на спасательную операцию.
     Ничего не имею против МЧС. Если не превращать его в священную корову, то очень нужная служба. Но существует еще одна версия краснодарского потопа. В верховьях реки Лабы скопился мусор, стволы деревьев перегородили речку, и МЧС недолго думая разнесло эту запруду бомбами. Дешево и сердито. Последствия, однако, подсчитываются до сих пор. Если это так, то один к одному повторяется некрасивая история с Ленском.
     Кто не помнит — объясним. Для того чтобы определить уровень весеннего паводка и принять необходимые меры, в бассейне реки Лены (как и любой другой сибирской реки) достаточно провести так называемую гаммааэрофотосъемку. Тогда можно определить плотность снежного покрова и заранее предупредить образование ледовых заторов. Даже самолет специальный есть, “Ил-18”. Он до сих пор ржавеет где-то в Якутске. Час работы такого самолета стоит тысячу долларов. Понятно, что Гидромет не мог позволить себе подобной роскоши. В итоге в верховьях Лены образовался гигантский затор в сотню квадратных километров.
     Какой прекрасный повод для МЧС провести показательные бомбометания — журналистов можно на вертолете покатать, умные слова в микрофон поговорить... Одним словом — красиво. В итоге волна, превышающая на три метра среднестатистические показатели, прорвала плотину, защищавшую город Ленск. Официальным “козлом отпущения” сделали неизвестных проектировщиков, которые построили плотину на два метра ниже, чем следовало. Не учли, несчастные, что есть такая организация — МЧС, которая любит ковровые бомбометания. Зато уж потом генералы-спасатели вдоволь навертелись в телевизоре. Тут тебе и красивые слова, и насупленные брови, и братские пьянки. Почти праздник. Да и бюджет под восстановление неплохой.
     Теперь история повторяется под Новороссийском. Завтра наступит очередь кого-то еще. Почему ученые, рассылавшие письма во все инстанции, до правительства достучаться не смогли, а теперь они вроде как и виноватые? Денег на науку не дают, к мнению специалистов не прислушиваются. Скупой платит дважды, дурак — трижды.
     Есть, правда, редкие исключения. Лужков, например, нашел деньги и за деньги города отремонтировал федеральный объект — Истринский гидроузел. Привожу этот пример потому, что он единичный на просторах России. Есть еще Муртаза Рахимов, который вопреки вою “зеленых” строит в Башкирии Юмагузинскую плотину: тоже наводнений опасается — после событий 94—95-го годов. Что, у остальных губернаторов по-другому голова работает? Может быть, краснодарскому батьке тоже следовало не с инородцами и евреями бороться, а дамбы свои инспектировать? Ведь наверняка и ему писали...
     Хотите знать, что будет дальше? Даем экспресс-прогноз. В апреле проверим. Итак, следующей весной (а может, и при следующем дожде) стихия утопит Омск: на реке Омь нет ни одной плотины. Затопит обязательно Приамурье. Чтобы этого не произошло, нужно построить гидроузел на реке Бурея. Затопит Челябинскую область: протекут дамбы в районах Тоцка. Можно продолжать... Каждый год, на протяжении уже десяти лет, наводнения терзают одни и те же регионы России. И здесь правительство ничего не знает? Денег нет? А откуда тогда берутся миллионы долларов на спасательные операции? Из каких таких толстых кошельков? Выходит, дело не в стихии, а именно в подходе?..

Год большой катастрофы

     Но вернемся к документу, который мы цитировали в начале. Там не только про плотины. Ученые еще в середине 90-х подсчитали, что при подобных методах хозяйствования (предпочитаю более простой термин — бардак. — М.Х.) пик техногенных катастроф в России придется на 2003 год. Течь, взрываться и разрушаться станет все подряд.
     Есть ряд гидроэлектростанций с полностью выработанным ресурсом. Хотите верьте, хотите нет: стоит отключиться лишь одной — и вся страна по цепочке останется без света. Потому что уже нет никакого энергетического резерва и запаса прочности. Есть гнилые трубопроводы, подтопленные мосты, дороги, которые вот-вот провалятся в подмытую почву, самолеты, доживающие последние часы перед смертью, дырявые газовые магистрали... Короче говоря, у нас вся страна скоро спикирует, как “Ту-154” под Иркутском. Об этом много говорили, даже в газетах печатали. На Совете безопасности пытались разобраться. Не разобрались.
     А 2003 год — вот он уже, на пороге. И статистика полностью совпадает с выкладками ученых: количество техногенных катастроф нарастает лавиной. И становятся они все более опасными и тяжелыми по последствиям. Объективно говоря, в нашей стране стало опасно жить. И что? Правительство обнародовало какую-нибудь программу? Забило специальные деньги в бюджет, исключая МЧС? Как мы готовимся к пику техногенных аварий 2003-го и последующих годов? Катастрофа под Новороссийском — это еще один очень веский повод спросить властей об этом.
    
     Р.S. Со вчерашнего дня синоптики твердят о новом смерче, который движется с моря в сторону Абрау-Дюрсо. Службы МЧС заявили официально, что готовы к наихудшему развитию событий.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру