Кандидат в миллионеры
2007 год обещает рекрутерам стабильность. В силу того, что спрос на квалифицированные кадры превышает предложение, продолжится борьба за таланты.— Сегодня спрос на профессионалов во всех сферах среднего и высшего звена в три раза превышает количество заявок от реальных претендентов, — говорит руководитель департамента по подбору персонала группы кадровых компаний, тренер-консультант Елена Горячева.
Не стоит ждать, что работодатели снизят планку требований. К примеру, резюме выпускника малоизвестного вуза, пусть даже человеку пришлось выкинуть сотни тысяч на образование, сегодня имеет очень низкий рейтинг. У работодателей ценится базовое образование, полученное в известных вузах. С подозрением присматриваются корпорации к выпускникам западных учебных заведений. Считается, что европейский или американский опыт достаточно сложно применить в российских условиях. Зато на вес золота — претенденты, успевшие поработать, что называется, и вашим, и нашим.
Идеальный кандидат образца 2007 года на доходное место — дипломированный специалист со стопкой сертификатов о дополнительных формах обучения, опытом работы. И желательно до 35 лет. Такой претендент на место вполне может торговаться с работодателем и не без успеха может диктовать свои условия.
Еще одна примета сегодняшних дней — крен в сторону “белых” зарплат. Консультант Алевтина уверена, что причина этому — бунт самих сотрудников. Сейчас всем хочется работать по трудовой и с гарантиями.
Наконец, постепенно изменяется возрастной ценз соискателей.
— Если раньше на большинство позиций работодатели стремились заполучить сотрудников до 35 лет, то сейчас они охотно рассматривают и более зрелые 40—45-летние кандидатуры, — объясняет замдиректора одной из кадровых компаний Александр Казаков. — Это происходит потому, что деятельность многих компаний направлена теперь на поддержку стабильности, а не на прорыв или штурм рынка.
Язык не прокормит
Сейчас на гребне волны — технари: инженеры, технологи, производственники самых разных направлений.— Потребность в них только будет увеличиваться, поскольку экономика в стране на подъеме, — убеждена гендиректор московского кадрового агентства Елена Булкина.
Перспективным сегментом рынка остается также банковская сфера, в частности профессии, связанные с кредитованием и с расчетом рисков по кредитам. Не заскучают без работы хорошие IT-специалисты и бухгалтеры. Яркий зеленый свет по-прежнему горит для менеджеров-продажников. К слову, здесь намечается поворот в сторону увеличения фиксированной части оклада и уменьшения процентной составляющей зарплаты. Так компании пытаются привязать к себе перспективных сотрудников. С той же целью все больше фирм предлагает работникам хороший компенсационный пакет, бесплатные питание и проезд.
Как ни странно, на московском рынке ощущается нехватка секретарей-референтов, секретарей на ресепшн, ассистентов руководителей. Времена “интерьерных” девушек, единственной функцией которых было украшение приемной руководителя, канули в Лету. Теперь помощница или же помощник должны обладать прекрасными организаторскими способностями, знать делопроизводство как науку и для разнообразия — два иностранных языка.
А вот гуманитариев, по словам Елены Горячевой, у нас явный переизбыток. Обреченные под номером один — специалисты с дипломом психолога. Им чаще всего приходится, усмирив амбиции, идти на переобучение. Не готов столичный рынок труда и к выпускникам экологических вузов, к агрономам, зоотехникам, штампуемым каждый год в изрядном количестве.
Гуляют без работы многочисленные юристы широкого профиля и выпускники языковых вузов. Последние с неприятным удивлением обнаруживают, что английским или французским “в совершенстве” теперь никого не сразишь. Знание иностранного должно подкреплять какой-то специальностью. Идеальный вариант, вне сомнений, — это английский плюс техническое образование и опыт работы. Такого работника оторвут с руками и ногами.
Вундеркиндов не предлагать!
Особенно страшным дефицитом кадров страдает рынок руководителей высшего звена. Хороший топ-менеджер — это штучный товар.— Начало многим империям было положено еще в 90-х годах прошлого века, — объясняет директор кадровой компании Михаил Богданов. — Тогда, по мере расширения бизнеса, его владелец приводил на руководящие позиции своих друзей и родственников. Сегодня круг личных связей у многих уже исчерпан. Но проблема в том, что бизнесмены выдвигают к наемным менеджерам такие же требования, как к самим себе. А найти “второго себя” — очень трудно.
За эффективными управленцами на московском рынке идет необъявленная охота. Они все трудоустроены, компании ими дорожат. Их надо эффектно и осторожно соблазнять ставками в 2—3 раза больше — и лишь в этом случае, быть может, удастся переманить на свою территорию. Поэтому работодатели предпочитают обращаться в кадровые агентства и к хедхантерам. Уж они-то “ухаживать” умеют!
К слову, отечественные топовики стали сейчас настолько высоко задирать свои гонорары, что иногда легче и выгоднее на вакантные места приглашать иностранцев.
Амбиции на руководящие позиции должны быть подкреплены блестящим образованием, включая диплом уровня MBA. Альтернатива ему — профессиональная сертификация, полученная в известных российских и зарубежных компаниях.
Эпоха 90-х поощряла вундеркиндов. Теперь же ценятся кандидаты, методично прошедшие по всем карьерным ступенькам.
Собеседования и психологические тестирования претендентов на топ-уровень могут растягиваться на несколько полных рабочих дней. Подчас сотрудники кадровых агентств докапываются до того, кем человек был в школе: ботаником или драчуном. И именно этот фактор может перевесить чашу весов в ту или иную сторону. Одного финалиста сняли с самой последней дистанции только потому, что в детстве он был умненьким паинькой. А в агрессивной российской среде более жизнеспособен зубастый босс. Так что отечественные компании предпочитают брать на высокие позиции драчунов и задир. В представительства крупных западных компаний, наоборот, с охотой берут ботаников, поскольку там создана более щадящая среда.
— Дефицит “золотых кадров” обеспечен нам на ближайшие 10—15 лет, — считает Михаил Богданов. — Отчасти потому, что предприниматели мало заботятся о “скамейке запасных”.
Пугающий возраст
В государственные центры занятости подают заявки те предприятия и организации, которым самостоятельно найти сотрудников очень тяжело.— Как правило, это низкооплачиваемые предложения, — говорит начальник отдела профобучения, профориентации и психологической поддержки центра занятости населения САО Ольга Ромашова. — Большинство заявок относится к торговой и строительной сфере. Около 60% вакансий в нашей базе приходится на рабочие профессии, часть из которых не требует никакой квалификации.
Естественно, спрос зашкаливает только в отношении финансово привлекательных позиций. Тогда избалованные работодатели начинают отсеивать многочисленных претендентов с помощью замысловатых дополнительных условий. Скажем, если ты, повар, не владеешь ПК, мы тебя не возьмем.
— Беда для многих наших соискателей — возрастной ценз, — вздыхает Ольга Ромашова. — Часто высококвалифицированные специалисты, особенно это касается женщин, не могут дойти даже до собеседования. Как только потенциальный начальник в телефонной беседе узнает возраст, тут же торопливо прощается. 5—7 лет назад критическим возрастом было 40-летие, теперь планка сместилась к 47—50 годам. Есть и другая сложность. Типичная картинка, когда на консультацию приходит женщина на исходе третьего десятка. Лет 10—15 она занималась исключительно воспитанием детей. Сейчас вдруг спохватилась, что у нее есть экономическое образование, и настаивает на том, что является серьезным специалистом с высокими рыночными котировками. Нам долго приходится объяснять, что такие кадры нынче неконкурентоспособны, и все, что им остается, — получить другую специальность.
Сложно устроиться на работу молодым мамам. Но и бездетным отвоевать место под солнцем не легче. Работодатель боится, что барышня забеременеет и придется выплачивать ей декретные. Кто-то пытается застраховать свою фирму от “разорительных” беби с помощью дополнительных договоров, в которых девушки обязуются не заводить детей в течение 3—5 лет.
Самые радужные перспективы — у представителей рабочих специальностей: токарей, фрезеровщиков, плотников, столяров. После того как система ПТУ стала хромать на обе ноги, свежая кровь в это профессиональное сообщество практически не вливается. Выживает сфера в основном за счет старых кадров предпенсионного возраста. Сегодня тому же токарю-новичку предприятия готовы платить по 15 тысяч рублей в месяц. Зарплата опытного рабочего в столице в среднем составляет 20—25 тысяч рублей.
Чего хочет босс
Требования работодателей бывают подчас самыми непосредственными. В завуалированной форме кадровик компании может обозначить возраст претендента. Достаточно отметить, что “нашему генеральному директору всего 34 года”. Мессидж прочитывается рекрутерами безукоризненно. Случаются пожелания по росту сотрудников. Случаются и астрологические изыски. Конечно, никто прямо не сошлется на то, что ты — Рыба, а нужен Стрелец или Овен, однако на окончательное решение несходство знаков шефа и подчиненного может оказать роковое влияние.Частенько начальники просят найти двадцатилетних ребят с высшим образованием и опытом работы. Еще один казус: шефы требуют работника, безгранично творческого и крайне исполнительного одновременно.
За удовольствие обычно платит тот, кто заказывает музыку, то есть работодатель. Поиск руководителей топ-уровня обходится дорого. Ставка агентств — не менее 30% годового дохода кандидата. В среднем получается 24—100 тысяч долларов “комиссионных” за одного профи. Но есть позиции, на которых годовой доход кандидата превышает миллион долларов.
За подбор сотрудников среднего уровня агентские колеблются в пределах 8—25%. Все зависит от трудоемкости поиска. С соискателей за размещение резюме в базе данных большинство кадровых фирм денег не берет. Правда, обратятся в вашу сторону рекрутеры лишь в том случае, если будет подходящая заявка.
Кроме того, есть кадровые службы, которые берут деньги с претендента. Подобные организации, по мнению президента ассоциации консультантов по подбору персонала Виктора Щукина, в исполнении своих договорных обязательств не заинтересованы.
— Они уже взяли свое — за составление резюме, за предоставление информационных услуг, — говорит Виктор Щукин. — К тому же черта рентабельности в этом бизнесе пролегает в районе 400—500 долларов с человека. А если вас обещают устроить за 300—400 рублей — это фикция, сбор средств однодневками.
Но и приличный прейскурант, под 40 тысяч рублей за некий пакет услуг, не гарантирует вам нужного результата. Сотрудники конторы могут бесконечно долго тянуть время, пока вам не надоест питать напрасные надежды на их счет. Хотя существует небольшое количество действительно порядочных компаний, которые готовы работать на вас. Один из способов проверить их КПД — отслеживать свое “мыло”. Обычно такое агентство заводит вам персональный электронный ящик, в который вы в любой момент можете зайти и посмотреть, кому наемный “опекун” рассылает ваши резюме и как часто он это делает.
Лишний интим
Одна из самых распространенных ошибок — чрезмерная подготовка к беседе с рекрутером и работодателем. Кандидат с вдохновением или без оного целыми абзацами цитирует умные пособия. А это сразу бросается в глаза.— У нас продается слишком много книг про то, как составить резюме и правильно подать себя, — с сожалением замечает руководитель направления одного из кадровых агентств Инна Барышева. — Люди слепо следуют рекомендациям, в то время как много советов уже устарело. К примеру, в конце 90-х резюме действительно должно было привлекать внимание, выделяться на общем фоне. Сейчас основной акцент делается на профессиональный опыт и достижения. В день нам приходится пересматривать по 200—300 резюме. От пестрых заявок, в которых соискатель увлеченно играет с цветом и размером шрифта, никакого позитива не возникает. Только рябь в глазах.
Иногда москвичи путают кадровые службы с брачными конторами и присылают свои фото. Излюбленный дамский вариант — “резюмистка” в вечернем наряде и с обольстительно поблескивающими глазами. Мужчины питают особенную склонность к съемкам на отдыхе: с бокалом шампанского в руке, на фоне моря, пальм и девушек в купальниках. При этом герои фотосессий всерьез целятся занять большие посты в солидных компаниях.
Нелепо выглядят стихотворные пожелания в конце трудовой презентации или биографические повести на трех—пяти листах с экскурсом в интимные подробности жизни.
— Резюме должно быть лаконичным и целевым, — объясняет Елена Горячева. — Посмотрите на то, как представляют себя претенденты на аналогичные позиции. Но писать надо о том, чего удалось добиться именно вам. Причем лучше, если личная результативность будет вписана в успехи компании. Простое перечисление должностных обязанностей наводит на мысль, что реально человек ничего не достиг.
Эффективнее рассылать резюме под открытые вакансии, редактируя каждую заявку с учетом специфики того или иного места работы. Подумайте о том, что эксклюзивного вы можете предложить компании.
Запоминается нестандартная самоподача. Так, один успешный менеджер вручил рекрутеру, а позже и работодателю продукцию, которую продвигал на рынке. Она, надо заметить, была весьма специфической: пакеты для упаковки угля. Зато претендента отметили, выделили из общего потока и приняли на работу.
Как прокалываются на мелочах
В резюме москвичей встречается много занимательных откровений. В некоторых кадровых компаниях сотрудники сохраняют авторские прорывы соискателей на память.
Вот лишь несколько перлов, извлеченных из самопрезентаций:
• Хобби: жена, собака, дети.
• Я занимался продажей консервов знакомым предпринимателям.
• Хочу работать в западной компании, так как мечтаю овладеть английским. И надеюсь, что компания поможет мне с обучением языку.
• Специалист службы заботы о клиентах (попытка резюмиста обозначить желаемую должность).
• Девушка по вызову ищет постоянную работу.
• Претендую на должности: директор, бухгалтер, программист, преподаватель, секретарь на ресепшн.
• Работал заместителем директора по обучению и сбыту персонала.
• Есть опыт работы супервайзером, презентанткой.
• Цитата из резюме: “Я буду для вас очень ценным сотрудником, если вы не станете перегружать меня работой”.
• Мои достижения: продвинутое изучение компьютера.
• Занимался физическим и психологическим воспитанием подчиненных.
• В графе “Собственные разработки, изобретения, научные труды, публикации, патенты” указано: “Вяжу и шью”.
• Молодой компьютерщик написал, что очень любит животных. И зачем-то добавил: “Я очень хотел бы завести котенка, а мама не дает”.
Некоторые кандидаты отличаются особого рода дисциплинированностью, которая требует делиться с рекрутером всеми подробностями их трудоустройства. Так, один из соискателей после собеседования отправил своему куратору письмо следующего содержания: “Собеседование прошло вполне конструктивно, но я не успел задать несколько интересующих меня вопросов, так как спешил домой покормить Кузю”. К письму прилагались бизнес-проект, разработанный соискателем, и… фотография Кузи, который оказался маленьким карликовым пинчером! Сочетание Кузи и структурного описания того, как управлять крупной сбытовой структурой, вызвало у рекрутера легкий шок и сомнения в адекватности кандидата.
ЦЕННЫЕ КАДРЫ
Кто Сколько стоит (в месяц)
Менеджер по работе с корпоративными/ключевыми клиентами 1500—3500 долл.
Финансовый менеджер, аналитик 1400—3000 долл.
Топовые позиции, руководители (в зависимости от масштабности компании) 5000—50 000 долл.
Финансовый директор, директор по маркетингу 5000—15 000 долл.
Менеджер по подбору персонала 800—2500 долл.
Руководитель направления, региональный менеджер,директор по продажам 2000—4000 долл.
Менеджер по продажам 800—2500 долл.
Технологи с опытом работы От 1500 долл.
Главный бухгалтер 700—3000 долл.
Продавец 250—850 долл.
Секретарь 400—500 долл.