Красный свет – заплыва нет

На горках аквапарков установят светофоры

  Май — время генеральной репетиции отпуска. Кому охота выглядеть на пляже белой (в прямом смысле слова) вороной? Никому. Поэтому купальный сезон многие начинают с разминки — бассейн, солярий, аквапарк. Спрос на водные забавы и экспресс-загар в эти дни существенно возрастает. Но “МК”, перефразируя Минздрав, спешит предупредить. Не окунайтесь в море искусственных развлечений с головой. Здесь вас могут ожидать подводные рифы. А чтобы россияне знали, где плавать можно, а где нельзя, все отечественные аквапарки будут впервые подогнаны под общий стандарт. Первыми о нововведении узнают наши читатели.
     
     О том, что аквапарки опасны, мы узнали еще в 2004 году. После трагедии в “Трансваале”. С тех пор споры о надежности “курортов под крышей” несколько поутихли, но потом разгорелся новый скандал — в Сочи, где недавно утонул подросток. И это лишь видимая часть айсберга. Мало кто знает, что практически в каждом российском аквапарке хоть раз, но случались ЧП.
     Из-за ненадежности конструкций, невнимательности посетителей и попустительства дирекций аквапарков каждый год люди ломают конечности, теряют сознание и получают синяки и ссадины. Статистики этих происшествий нет, но эксперты в области водных аттракционов знают, как много опасностей в действительности таят в себе искусственно созданные райские уголки. Пора уже честно признать: аквапарк — та же многолюдная улица. И прежде чем переходить дорогу, надо убедиться в надежности транспортного средства и выучить правила движения в воде и под водой.
     Составить свод таких правил впервые взялась Российская ассоциация аквапарков. Специалисты разработали два национальных стандарта и подготовили проект специального технического регламента (федерального закона) для индустрии развлечений, в том числе аквапарков. Стандарты вступают в силу уже с 1 июля 2007 года.

ГОРКИ

     Волнующий спуск по водной горке — излюбленное развлечение детей и взрослых. Что может быть круче, чем вылететь из длиннющей трубы и с брызгами шлепнуться в воду? От такого удовольствия не откажется ни почтенный отец семейства, ни солидная бизнесвумен.
     Пожалуй, одна из самых популярных горок в аквапарке — семейная. Она самая широкая, потому что в ложе должна уместиться “среднестатистическая” семья — мама-папа-ребенок. Взявшись за руки, они съезжают по склону и несутся к бассейну, в который плюхаются одновременно. Стартовая площадка такой горки должна быть не больше 5 метров, чтобы скорость, которую развивают посетители аттракциона, не превышала 5 метров в секунду. Однако некоторых владельцев аквапарков не устраивает эта длина, ведь люди приходят к ним за адреналином! Поэтому частники заказывают спуски с 10-метровыми стартовыми площадками, на которых уже совсем другие скорости, совсем другая центробежная сила, а соответственно, и другие перегрузки.
     Таких вольностей стандарт больше не допустит. В своих вычислениях эксперты предусмотрели все — средний вес людей, уклон и диаметры спирали в горке, нашли ускорение и определили, каковы самые безопасные параметры аттракциона. Если же, по их расчетам, скорость передвижения по горке будет больше 5 метров в секунду, то физиологические перегрузки могут привести к нарушению сердечного ритма и даже потере сознания у ребенка.
     Еще одна “беда” некоторых аквапарков — ограждения водяных горок, которые расположены на верхнем ярусе — там, где старт. Довольно часто эти ограждения привлекают внимание подростков, которые норовят взгромоздиться на них, тем самым подвергая себя риску сорваться вниз. Разработчики стандартов придумали, как этого не допустить. Согласно правилам, “конструкция ограждений водных горок не должна поощрять детей взбираться, стоять или сидеть на ней”.
     — Часто заграждения делают в виде шведской стенки, — рассказали “МК” в Российской ассоциации аквапарков. — Лазить по ним очень удобно. Создается впечатление, что их и соорудили с той целью, чтобы дети висли на перекладинах. Мы же рекомендуем устанавливать “заборчики” с вертикальными перекладинами или витиеватым орнаментом, чтобы у ребят не было возможности на них вскарабкаться.

ЗНАКИ

     Но самое революционное правило, которое ввела Российская ассоциация аквапарков, — это система видеонаблюдения на водной горке. Ничего подобного не предусмотрено еще ни в одном европейском стандарте. Мы будем первыми. Требование гласит: “В случае, если между зоной старта и зоной финиша нет визуальной связи, необходимо применение технических средств”. Речь идет о длинных “глухих” горках, которые представляют собой нечто вроде туннелей. Как правило, посетителям на старте не видно, что происходит по ту сторону этой трубы, и, скатываясь вниз, они дают хорошего пинка тем, кто успел “приземлиться” в бассейн, но еще не отошел на безопасное расстояние.
     Поэтому вблизи каждой такой горки необходимо установить систему видеонаблюдения и светофор. Инструктор-контролер нажимает на специальный брелок, как только место в бассейне освобождается. В эту минуту на светофоре зажигается зеленый сигнал — значит, следующему посетителю горки дорога открыта. Впрочем, любители развлечений и сами могут себя контролировать, заглядывая в видеокамеру, которая показывает, что происходит на финише.
     Особое место в стандартах занимают пиктограммы безопасности. По убеждению экспертов, центры водных развлечений нуждаются в “дорожной” разметке и условных знаках не меньше, чем автомагистрали. Простые и яркие, они тут же бросаются в глаза и не требуют глубокого осмысления. Они гораздо лучше привычных невразумительных плакатов, читать которые, как инструкцию в метро, — сплошная тоска.
     Обычно ведь как бывает? Посетители водных аттракционов не утруждают себя необходимостью разыскивать информационный стенд на тему “Как вести себя в аквапарке” и знакомиться с его содержимым. Да и сами владельцы индустрии развлечений не всегда стремятся предупредить “гостей”, что кататься на водных горках надо уметь! Кто к ним пойдет? Кто захочет рисковать? Их заведение начнут воспринимать как каскадерский ринг, а не рай для заложников цивилизации.
     Но теперь щепетильным хозяевам водных аттракционов придется смириться с необходимостью вешать “дорожные знаки” буквально на каждом “перекрестке”. Среди этих обозначений есть как разрешающие, так и запрещающие. А символику этих пиктограмм сможет понять даже ребенок.

Предусмотрено ли наказание за нарушение стандартов?

     По большому счету — нет. Пока еще в нашей стране действует добровольная сертификация. Если владельцы аквапарка хотят работать “по ГОСТу”, они должны соблюдать все его требования. Только в этом случае им выдадут сертификат соответствия. Но если они обходятся без него, ни один надзорный орган не вправе этот документ с них потребовать. За исключением разве что местных администраций, которым позволено устанавливать собственные порядки. Если они разрешат аквапарку работать только при наличии сертификата, значит, владельцам водных аттракционов волей-неволей придется эту сертификацию пройти. Кстати, все еще может измениться со вступлением в силу регламента на аквапарки. Если этот документ объявит сертификацию обязательной, индустрия водных развлечений обязана будет соблюдать ГОСТы.
     Особый случай — ЧП в аквапарке. Если прокуратура заведет уголовное дело по факту смерти или несчастного случая, будут изъяты все документы этой организации. Кто виноват, решать, конечно, суду. Но если у владельцев аквапарка окажется сертификат, к ответственности привлекут тех, кто этот документ выдал.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

     Игорь Волковинский, директор Российской ассоциации аквапарков:
     — Я уверен, что в ближайшее десятилетие потребности российского населения в услугах аквапарков не будут удовлетворены полностью, какие бы аквапарки — большие или не очень большие — мы ни строили. Спрос далеко превышает все то, что в обозримом будущем мы сможем предложить. В городе с населением в миллион жителей, например, может быть аквапарк на 20—25 тыс. кв. метров и ряд небольших по размеру, “муниципального класса” аквапарков, куда приходят окрестные жители. Главное, чтобы развлечение было для них полностью безопасным”.

Смертельные случаи в аквапарках

     •2007 год — 14-летний школьник погиб в фильтрационной системе бассейна в аквапарке Краснодарского края. Подросток скатился с горки в бассейн, ушел под воду, и там его сильным течением засосало в трубу.
     •2006 год — первоклассница одной из калининградских школ потеряла сознание в бассейне. Спасатель, находившийся рядом, вытащил ее и стал оказывать первую помощь, но прибывшие через 10 минут сотрудники “скорой помощи” констатировали смерть девочки.
     •2005 год — в казанском аквапарке погиб 11-летний башкирский школьник. Мальчик утонул в бассейне, не успев воспользоваться ни одним аттракционом. Никаких телесных повреждений на его теле медики не нашли.
     •2003 год — 11-летний мальчик погиб в аквапарке в Щелковском районе Подмосковья. Его лопатки присосало к сливной трубе в центре ванны-джакузи. Когда отец ребенка оторвал мальчика от пола, было уже поздно. Школьник захлебнулся.
     •2003 год — за год эксплуатации в “Трансваале” погибли два человека. Один посетитель, находясь в состоянии алкогольного опьянения, умер от сердечного приступа. Причиной смерти второго — каскадера Сапрыкина — на аттракционе “Циклон” стал перелом позвоночника.

Самые популярные аттракционы

     Вид
     “Ковер-самолет”
     Правила пользования
     Сидя, ноги врозь
     Распространенные травмы (при неправильной эксплуатации)
     Травмы головы, причем нанесенные теми, кто едет сзади
     
     Вид
     “Камикадзе”
     Правила пользования
     Сидя, руки на коленях
     Распространенные травмы (при неправильной эксплуатации)
     Разбитый нос, травма копчика
     
     Вид
     “Фантом”
     Правила пользования
     Лежа, руки за шеей, ступни плотно прижаты
     Распространенные травмы (при неправильной эксплуатации)
     Удар головой о дно или края бассейна
     
     Вид
     “Твистер”
     Правила пользования
     Лежа, руки за шеей, колени вместе
     Распространенные травмы (при неправильной эксплуатации)
     Удар головой о дно или края бассейна
     
     Вид
     “Черная дыра”
     Правила пользования
     Двое садятся в лодку, самый тяжелый должен сесть спереди
     Распространенные травмы (при неправильной эксплуатации)
     Можно выпасть и быть раздавленным другой лодкой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру